Обществознание ФГОС СОО_базовый

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 75

Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
Базовый уровень

Федеральный государственный образовательный стандарт
10-11 класс

Рассмотрено на методическом совете
МБОУ СОШ № 75 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
 Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
 Примерной программы по обществознанию ("ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ" - http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ )
 Авторской программы: Программа по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой,
Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Объем курса – 140 часов (70 часов в год/ 2 часа в неделю)
Личностные результаты должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

–
–
–
–
–
–
–
–

Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка
труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;

– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о
значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного
права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;

–
–
–
–
–
–
–

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития
России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать
роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления
отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и
гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание курса «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и
гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения
различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить
знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у
обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по
отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее
изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного
аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и
человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования
составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его
по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого
остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль.
Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида,
агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и
интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни
научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального
института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты
общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы
глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос,
закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и
другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая
система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и
ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация,
международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь
как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы,
виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и
каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура
и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их
признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и
процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право
собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Темы, входящие в разделы
программы

Кол-во
часов,
отводим
ое для
изучени
я темы

Содержание темы

Планируемые результаты
освоения темы

Виды практической
деятельности и оценки

10 класс
Раздел I. Человек

Человек: антропогенез,
биосоциальная сущность
Деятельность – способ и
условие существования
человека
Многообразие видов
деятельности
Познание и знание

2

Особенности социального
познания. Самопознание

2

2

2
2

Целостность
и
противоречивость
современного
мира.
Проблема
общественного
прогресса.
Социальная
сущность человека. Биологическое и
социальное
в
человеке.
Потребности
человека. Социальные качества человека.
Самосознание
и
самореализация.
Деятельность – способ существования
людей. Деятельность человека: основные
характеристики. Структура деятельности и
её мотивация. Многообразие деятельности.
Сознание и деятельность. Познавательная и
коммуникативная деятельность. Познание и
знание. Познание мира: чувственное и
рациональное, истинное и ложное. Истина и
её
критерии.
Особенности
научного
познания. Социальные и гуманитарные
знания.
Я-концепции,
значение
самопознания. Многообразие человеческого

Выделяют
черты
социальной
сущности человека; выстраивают
структуру деятельности сообразно
целевым установкам.
определяют роль духовных ценностей
в обществе; применять знания о
методах
познания
социальных
явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивают разнообразные явления и
процессы общественного развития;
характеризуют основные методы
научного познания;
выявлять особенности социального
познания;
понимают важность самопознания и
самосовершенствования.

Эссе
Конструирование
элементов деятельности
Тестовая работа
Практическая работа с
текстами
Психологические пробы

знания. Единство свободы и ответственность
личности.

Раздел II. Духовный мир человека. История философской мысли
Виды мировоззрения

2

Миф. Религиознофилософские представления
Дальнего Востока
Античные представления об
обществе,
природе
и
человеке
Средневековье:
от
патернализма до схоластики.
Понятие логика.
Новые идеи нового времени

2

Немецкая
классическая
философия
Прагматизм
и
экзистенциализм XX века
Историософские искания к
изучению общества
Футурология. Глобализация:
за и против
Обобщающий
урок
«Духовные и философские
искания человечества»

2

4

2

2

2
2
2
2

Человек как духовное существо. Духовные
ориентиры личности. Мировоззрение и его
роль в жизни человека.
Философское мировоззрение и философия
как наука. Развитие философской мысли о
сосуществовании общества и природы.
Даосизм.
Конфуцианство.
Буддизм.
Общество и культура. Науки об обществе.
Рождение
науки.
Диалектика.
Индивидуальность и личность, частное и
общее, идеальное и материальное в
философских
исканиях
античных
философов.
Теософия и логика в средневековье. Теория
двух
мечей.
Сущность
религиозного
мировоззрения.
Гуманизм.
Теория
«общественного
договора»,
идеи
Макиавелли,
Локка,
Монтескье. Просвещение и его роль в
изменении общественного сознания. Атеизм
и деизм.
Агностицизм и морализм Канта. Принципы
диалектики Гегеля. Рождение марксизма.
Споры о сверхчеловеке.
Идеологический ревизионизм XX века.
Влияние фрейдизма на общественное
сознание. Появление философской основы
для НТР. Философия смысла жизни.
Многовариантность
общественного
развития.
Локально-исторический,
формационный подходы к историческому
процессу. Теория Глобальных цивилизаций.
Характеристика
традиционного,
индустриального и постиндустриального
обществ.
Современное
общество.
Глобализация как явление современности.
Современное
информационное
пространство. Глобальная информационная
экономика.
Социально-политическое
измерение информационного общества.
Международный терроризм: понятие и

различают типы мировоззрений;
объясняют специфику взаимовлияния
двух миров социального и природного
в понимании природы человека и его
мировоззрения;
выражают собственную позицию по
вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее;
имеют представления о эволюции
философского знания, рассуждают об
основных категориях философии:
идеальное-материальное,
частноеобщее,
выявляют влияние философских идей
на современную картину мира и
духовное состояние общества,
связывают развитие философии и
искусства.
Выявляют,
анализируют,
систематизируют
и
оценивают
информацию,
иллюстрирующую
многообразие и противоречивость
социального развития;
Приводят примеры прогрессивных и
регрессивных
общественных
изменений, аргументировать свои
суждения, выводы;
Формулируют собственные суждения
о сущности, причинах и последствиях
глобализации;
иллюстрировать
проявления различных глобальных
проблем.

Коллективная
работа
«Мировоззренческая
символика»
Практическая работа с
текстами
Индивидуальные
сообщения
(выбор
формы)
Упражнения по логике (с
выбором сложности)
Работа с текстом
Работа с текстом (по
Канту)
Задание «Аргументы за и
против»
Сравнительная таблица
Тестовая работа
Тематическая
группах

работа

в

признаки. Глобализация и международный
терроризм.
Идеология
насилия.
Противодействие
международному
терроризму.

Раздел III. Общество как система

Что такое общество?

2

Общество-динамично
развивающаяся система
Социальные отношения

2
1

Общество как совместная
жизнедеятельность людей. Структура
общества. Общество как сложная
динамичная система. Особенности
социальной системы. Динамика
общественного развития.
Понятие социальных отношений, их виды
и структура.

Устанавливают
причинноследственные
связи
между
состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием
в целом;
Выявляют, опираясь на теоретические
положения и материалы СМИ,
тенденции
и
перспективы
общественного развития;
Систематизируют
социальную
информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его
структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).

Тестовая работа
Конспект §
Решение
ситуативных
задач (групповой формат)

Раздел IV. Социальная сфера общества
Социальная структура

2

Социальная мобильность

1

Социальный
статус.
Социализация
Социальные
нормы
и
отклоняющееся поведение
Семья – основная ячейка
общества
Этнос

2

Социальное взаимодействие

2

Социальное
развитие
и
молодёжь как особый слой
населения

1

2
2
2

Социальна структура общества.
Многообразие социальных групп.
Социальное неравенство. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся
поведение. Социальный контроль.
Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Преступность.
Нации и межнациональные отношения.
Россия – многонациональное общество и
единый народ. Межнациональные
конфликты и пути их преодоления. Пути
межнационального сближения.
Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный
институт. Функции семьи. Семья в
современном обществе. Бытовые отношения.
Гендер-социальный пол. Гендерные
стереотипы и роли. Гендер и социализация.
Гендерные отношения в современном
обществе.

Выделяют причины социального
неравенства в истории и современном
обществе;
высказывают обоснованное суждение
о
факторах,
обеспечивающих
успешность
самореализации
молодежи в современных условиях;
анализируют ситуации, связанные с
различными способами разрешения
социальных конфликтов;
выражают собственное отношение к
различным способам разрешения
социальных конфликтов;
толерантно ведут себя по отношению
к людям, относящимся к различным
этническим
общностям
и
религиозным конфессиям;
находят и анализируют социальную
информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
выявлять причины и последствия
отклоняющегося
поведения,

Тестовая работа
Эвристическая беседа
Групповая работа (кейс)
эссе
Конспект по скрайбингу,
схематизация
как
контроль.
Ситуативные
задачи
(решения в группах)
Контрольная работа в
формате вопросов ГИА

Молодёжь в современном обществе.
Молодёжь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте.
Молодёжная субкультура.
Демографическая ситуация в современной
России. Изменение численности населения
России. Возрастной состав населения.
Рождаемость и смертность. Миграция.

объяснять с опорой на имеющиеся
знания
способы
преодоления
отклоняющегося поведения; осознают
роль общественных институтов в
процессе социализации;

Политика и власть. Политическая
деятельность и общество. Политическая
сфера и политические институты.
Политические отношения. Политическая
власть.
Политическая система. Структура и функции
политической системы. Государство в
политической системе. Политический
режим. Демократические перемены в
России.
Гражданское общество и правовое
государство. Сущность правового
государства. Гражданское общество.
Местное самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная
система. Типы избирательных систем.
Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы.
Понятие политической партии и движения.
Типология и функции политических партий.
Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое
лидерство. Роль политического лидера. Типы
лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и
теоретическое сознание. Современные
политические идеологии. Роль идеологии в
политической жизни. Политическая
психология. Средства массовой информации
и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие
форм политического поведения.
Политический терроризм, его опасность.
Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура

Находят, анализируют информацию о
формировании правового государства
и
гражданского
общества
в
Российской Федерации, выделять
проблемы;
Знают и выделяют основные этапы
избирательной кампании;
Отбирают
и
систематизируют
информацию СМИ о функциях и
значении местного самоуправления;
Самостоятельно
дают
аргументированную оценку личных
качеств и деятельности политических
лидеров;
характеризуют
типы
легитимности;
Ориентируются в основных функциях
государства
и
направлениях
политики, анализируют основные
тенденции
современного
политического процесса;
Осознают личностные интересы как
будущих участников политического
процесса.

Раздел V. Политическая сфера общества

Политика и власть

1

Государство – основной
политический институт

2

Политические
партии
и
политические движения
Политическая
культура.
Идеологии

2

Выборы.
Избирательные
системы
Гражданское общество и
правовое государство
Политический
процесс.
Политическая элита
Обобщающий
урок
«Политика»

2

2

2
2
2

Работа с текстом
Групповая
работа
«Интеллект карта» в
сменных группах
Поисковая
работа
в
Интернет-пространстве
Групповая
работа
«Конструктор партии»
Практическая
работа по идеологиям
Проверочная
работа
(тест/текст)
беседа
эссе
Групповая работа

политического участия. Сущность и этапы
политического процесса. Политические
участники. Политическая культура.
Раздел VI. Итоговый контроль

Контрольная работа по темам
учебного года

2

11 класс

Самостоятельно понимают смысл
задания,
контролируют
время
выполнения, демонстрируют качество
усвоенного за год.

Задания формата ЕГЭ

Раздел VII. Право – нормативная политическая подсистема

Право в системе социальных
норм
Система права в РФ

2

Структура правоотношений

2

Конституционное право в РФ

2

Органы
государственной
власти в РФ
Права
и
обязанности
гражданина
Избирательное право

2

Основные
положения
гражданского права
Регулирование
трудовых
отношений в РФ
Семейное право

2

Административные
правоотношения
Уголовное
право
и
уголовный процесс
Правоохранительные органы

2

Повторительно-обобщающий

2

2

2
2

2
2

2
2

Нормативный подход к праву. Естественноправовой подход к праву. Взаимосвязь
естественного и позитивного права. Право в
системе социальных норм. Основные
признаки права. Право и мораль. Система
права. Норма права. Отрасль права.
Источники права. Виды нормативных актов.
Федеральные законы и законы субъектов
Российской Федерации. Законотворческий
процесс в РФ. Правоотношения и правонарушения.
Виды
юридической
ответственности. Систему судебной защиты
прав человека. Развитие права в современной
России. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Правомерное поведение. Гражданство РФ.
Права и обязанности гражданина России.
Воинская
обязанность.
Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика. Гражданское право.
Семейное право. Правовое регулирование
занятости и трудоустройства. Трудовые
правоотношения. Социальное обеспечение и
социальная
защита.
Профессиональное
образование.
Экологическое
право.
Процессуальные
отрасли
права.
Гражданский
процесс.
Арбитражный
процесс.
Уголовный
процесс.
Конституционное
судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства.

Сравнивают правовые нормы с
другими социальными нормами;
Выделяют
основные
элементы
системы
права;
выстраивают
иерархию нормативных актов;
Выделяют
основные
стадии
законотворческого процесса в РФ;
Ориентируются
в
ситуациях,
связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих
прав и свобод;
Обосновывают взаимосвязь между
правами и обязанностями человека и
гражданина, выражают собственное
отношение к лицам, уклоняющимся
от выполнения конституционных
обязанностей;
Раскрывают содержание гражданских
правоотношений;
применяют
полученные
знания
о
нормах
гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия
принимаемых решений;
Характеризовать
порядок
рассмотрения гражданских споров;
Дают
обоснованные
оценки
правомерного
и
неправомерного
поведения
субъектов
семейного
права, применять знания основ
семейного права в повседневной
жизни;

эссе
тест
Тест
и
задачи
правосубъектность)
Работа с текстом
Работа со
группах
Таблица

(на

схемой

в

минипроекты
Решение задач
Решение задач
Работа с текстом
Деформированный текст
Работа с текстом (на
выбор учащихся)
Составление
класера
(групповая работа)
Контрольная работа

урок "Право в РФ"

Характеризуют условия заключения,
изменения и расторжения трудового
договора;
Извлекают
и
анализируют
информацию по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа (Конституция РФ,
ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

Раздел VIII. Экономическая сфера общества
Экономика:
наука
хозяйство
Экономический рост

и

1
1

Экономические
системы.
Категория собственности
Рынок и рыночный механизм

2

Конкуренция – рука рынка

2

Деньги
и
финансовые
институты
Фирма
как
субъект
экономических отношений
Предпринимательское право

2

Государство в рыночной
экономике
Экономика потребителя.

2

Мировая экономика

2

Обобщающий
урок
«Экономическая сфера жизни
общества»

2

2

2
2

2

Роль экономики в жизни общества.
Экономика как подсистема общества.
Экономика и уровень жизни. Экономика и
социальная структура общества. Экономика
и политика.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический
рост
и
развитие.
Экстенсивный
и
интенсивный
экономический
рост.
Факторы
экономического
роста.
Экономическое
развитие. Причины циклического развития.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в
жизни общества. Рыночная экономика.
Законы спроса и предложения. Рыночные
структуры. Конкуренция и монополия.
Современная рыночная система.
Фирма в экономике. Факторы производства
и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Правовые основы предпринимательской
деятельности.
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской деятельности.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники
финансирования
бизнеса.
Основные
принципы
менеджмента.
Основы
маркетинга.
Экономика и государство. Экономические
функции
государства.
Инструменты
регулирования в экономике. Денежнокредитная
(монетарная)
политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Финансы в экономике. Банковская система.

Выделяют
и
формулируют
характерные особенности рыночных
структур;
Выявляют противоречия рынка и роль
государства в рыночной экономике;
Раскрывают роль и место фондового
рынка в рыночных структурах;
Аргументируют
сущность
ограниченности
ресурсов,
ориентируются в понятии факторных
доходов.
Обосновывают выбор форм бизнеса в
конкретных ситуациях; различают
источники финансирования малых и
крупных предприятий;
Определять место маркетинга в
деятельности
организации;
прогнозируют ситуации изменения
цен на рынке.
Оценивать
свои
возможности
трудоустройства в условиях рынка
труда;
понимают
причины
и
особенности видов безработицы.
Раскрывать фазы экономического
цикла;
Извлекают информацию из различных
источников для анализа тенденций
общемирового
экономического
развития, экономического развития
России.

Тестовая работа
Деформированный текст
Задачи с графиками
Интернет-задание
Интеллект-карта
«Финансы»
эссе

Проверочная
тестовая
работа
Эвристическая беседа
Схематизация текста
Контрольная работа

Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда.
Причины
и
виды
безработицы.
Государственная политика в области
занятости.
Мировая
экономика.
Международная
торговля. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономические
отношения и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь
экономической культуры и деятельности.
Рациональное
поведение
участников
экономической деятельности.

Раздел IX. Духовная культура.

Духовная культура. Формы
культуры

2

Религия

2

Наука-отрасль
духовного
производства
Образование, социальный и
духовный институт
Мораль и ее роль в культуре

2

Искусство
–
духовной культуры

2

Духовная жизнь общества. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: массовая, народная и элитарная.
Диалог культур. Мораль и религия. Мораль,
её категории. Наука и образование. Наука, ее
роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное
образование
и
самообразование. Религия, её роль в жизни
общества.
Религия
и
религиозные
организации в современной России. Искусство. Искусство, его формы и функции.
Массовая культура. Характерные черты
массовой культуры. Средства массовой
информации.

2
2

элемент

Распознают формы культуры по их
признакам,
иллюстрировать
их
примерами;
Различают виды искусства;
соотносят поступки и отношения с
принятыми нормами морали;
Выявляют
сущностные
характеристики религии и ее роль в
культурной жизни;
Называют
функции
науки,
характеризуют основные методы
научного познания

Работа в группах (кейс),
Текст
о
массовой
культуре
Проверочная
тестовая
работа
эссе

Примерный график контрольных мероприятий
10 класс
Месяц
Неделя
Вид
оценочного
мероприятия

Сентябрь
I

II

ПР

III

IV

Октябрь
I

С

II

III

IV

ПР

Ноябрь
I

II

III

Декабрь
IV

I

II

ПР

III

Январь
IV

I

II

III

Февраль
IV

ПР

I

II

ПР

III

Март
IV

I

Апрель

II

III

IV

С

ПР

КР

I

II

III

Май
IV

I

ПР

ПР

II

III

IV

З

11 класс
Месяц
Неделя
Вид
оценочного
мероприятия

Сентябрь
I

II

ПР С

III

Октябрь
IV

ПР

КР контрольная работа
СР самостоятельная работа
ПР проверочная работа

I

II

III

Ноябрь
IV

I

II

III

ПР

Декабрь
IV

I

II

III

IV

КР

Р
С
И

реферат
сочинение
изложение

Январь
I

II

ПР

КК
ТР
Д

III

Февраль
IV

I

II

III

РТ

контурная карта
творческая работа
диктант

IV

Март
I

II

Апрель

III

ПР С

IV

I

ПР КР

З
Т
ЛР

II

III

Май
IV

I

ПР

зачет
тестирование
лабораторная работа

II

III

С

IV

Приложение 1
Примеры контрольных работ
10 класс Контрольная работа по теме; СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
ЗАДАНИЕ 1. Тест (14 БАЛЛОВ))
1. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это:
1)престиж
2) статус
3) авторитет
4)роль
2. Примером исторической формы стратификации являются
1) этносы
2) кланы
3) касты
4) роли
3. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером
1) социальной мобильности 2) социального положения
3) социального статуса
4) социальной роли
4. Частичное или полное поглощение одного этноса другим
1) аппеляция
2) консолидация
3) ассимиляция
4)слияние
5. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает
неодобрение общества.
2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный
характер.
4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации
индивида.
6. Воспитание матерью в детях навыков чтения и письма иллюстрирует
1) социальную мобильность
2) социальное неравенство
3) процесс социализации
4) социальную адаптацию
7. Выход на сцену известного певца сопровождался бурными аплодисментами. Это
пример применения санкций
1) формальных негативных
2) неформальных негативных

3) формальных позитивных
4) неформальных позитивных
8. Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врачаспециалиста. Этот пример – иллюстрация
1) социальной нормы
2) социальной стратификации
3) социального неравенства
4) социальной мобильности
9. Предписываемому статусу личности соответствует ... принадлежность.
1) возрастная
2) профессиональная
3) гражданская
4) образовательная
10. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого
социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной
ответственностью.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального
и интеллектуального развития ребёнка.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой
и общественный институт, и малую социальную группу.
11. Принадлежность семье Р. предоставляет её членам возможность сделать
хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?
1) экономическая
2) эмоционально-психологическая
3) социально-воспитательная
4) статусная
12. Для какой социальной общности характерна совокупность следующих черт: язык,
общая историческая память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы
поведения, привычки?
1) социально-классовой
2) этнонациональной
3) демографической
4) территориальной

ЗАДАНИЕ 2. (2 БАЛЛА)
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными ___________(1)
поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных___________(2). В-третьих, способствуют __________(3) за отклоняющимся
поведением. В-четвертых, обеспечивают____________(4) общества. По характеру регулирования социального поведения разли¬чают нормы-ожидания и нормы- ___________(5).
Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ____________(6), например,
уголовных или административных».

А)санкция
Д) контроль
1

Б) группы
Е) эталон
2

В) развитие
Ж) правило
3

Г) идеал
3) управление
4

И) стабильность
5

6

ЗАДАНИЕ 3 (3 БАЛЛА)
В конце XIX века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Они чувствовали себя
в городе неуютно, перестав быть крестьянами, они, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу групп можно отнести этих людей? Назовите два признака,
которыми обладает данная социальная группа.
ЗАДАНИЕ 4 (3 БАЛЛА)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие
информацию о типах социальной мобильности.
ЗАДАНИЕ 5 (3 БАЛЛА)
эссе
«Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)»
Критерии:
Выполнение в процентах
0 – 40%
41-65 %
66 – 85%
85%-100%

ОЦЕНКА
2
3
4
5

11 класс Контрольная работа по теме; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
ТЕСТ
(13 БАЛЛОВ)
1. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия
спроса D2 переместилась в новое положение D1. Это
перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке
2) переходом многих пользователей на ноутбуки и
нетбуки
3) снижением пошлин на ввоз комплектующих для
стационарных компьютеров
4) падением доходов потребителей
5) существенным удешевлением системных блоков и
мониторов
2.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми
они указаны.

Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой
промышленности.
3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с
ним деятельности людей.
5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
3. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и
локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика как наука зародилась в античные времена.
4. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания
экономических благ.
2) Факторный доход от труда называется заработной платой.

3) Рента является факторным доходом от использования предпринимательских
способностей.
4) Прибыль — это превышение всех доходов фирмы над её издержками.
5) К факторным доходам относят спрос и предложение.
5. Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического
роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рациональная организация производства
2) повышение процентной ставки по кредиту
3) внедрение более производительной технологической линии
4) разведка новых месторождений цветных металлов
5) обучение персонала новым приемам обработки информации
6. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными
компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в
приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) рынок услуг

2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
7. Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать
собственное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов.
Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы бизнеса и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) лёгкость получения банковских кредитов
2) высокая степень сохранности коммерческой информации
3) простота организации и управления
4) не надо делиться прибылью с совладельцами
5) достаточно средств для рекламной кампании
6) возможность привлечь высококлассных специалистов

ТЕКСТ С ПРОПУСКАМИ (2 БАЛЛА)
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что
часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В),
освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.
___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих
мест, обучением новым специальностям,___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития
экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для
заполнения пропусков.
1) сезонный
2) социально-экономический
3)общество
4) научно-технический прогресс 5) спрос
6)предложение
7) естественный уровень
8)полная занятость
9)производственный
А
Б
В
Г
Д
Е
ЗАДАЧИ (6 БАЛЛОВ)
1. В стране Z статистика зафиксировала повышение потребительского спроса на школьную форму. Определите тип рынка и приведите два обоснования изменения
ситуации на этом рынке.
2. В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей.
Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство
провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения. В чём заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три
предположения о её преимуществах.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ (10 БАЛЛОВ)
С началом промышленного переворота, модернизацией транспорта и связи международное разделение труда бурно нарастало. При этом в международное разделение труда
втягивается подавляющее большинство государств.

Меняется и характер этого разделения труда. Во-первых, межотраслевое разделение труда (обмен сельскохозяйственной продукции на готовые изделия), господствовавшее в
течение нескольких столетий, ныне замещается и дополняется внутриотраслевым (обмен одного типоразмера продукции на другой), придающим особое постоянство
экономическим связям между партнёрами. Во-вторых, всё большее значение приобретает обмен товаров на услуги. Поскольку обмен услугами и межотраслевой продукцией к
началу тысячелетия превысил половину общего оборота мировой торговли, этот феномен получил название нового международного разделения труда.
Международное разделение труда, особенно в его новых формах, необратимо. Именно этот элемент позволяет определённому числу государств оптимизировать народнохозяйственную структуру и получить осязаемые выгоды. Поэтому он будет углубляться и совершенствоваться независимо от воли и намерений тех или иных производителей и
государств.
Международное производство возникло гораздо позже: его становление относится к 1970–1980-м. В результате топливно-энергетического кризиса середины 1970-х
произошло, с одной стороны, снижение прибыльности (или даже убыточности) старых отраслей промышленности в развитых странах, а с другой – существенное расхождение
условий национальных воспроизводств в ходе индустриализации – по ставкам зарплаты, уровню образования и квалификации рабочей силы, цене сырья и энергии. Поэтому
начался вынос в развивающиеся страны трудоёмких, материалоёмких и экологически грязных производств. Кроме того, научно-технический прогресс создал возможности для
пространственного разъединения технологического процесса и размещения его отдельных фаз в соответствии с ценами факторов производства, а совершенствование транспорта и
связи позволило обеспечить взаимодействие этих разбросанных производств по относительно умеренным издержкам.
При этом международное производство ведётся как на иностранных предприятиях, размещённых в зарубежных странах, так и на основе подрядов, переданных местным
предприятиям. Вследствие этого иностранные компании добиваются не только снижения издержек производства, но и экономии первоначальных инвестиций, а также упрощения
и удешевления управленческих структур, так как подрядчики сами отвечают за переданную им фазу производства. Существует и другая форма международного производства:
головное предприятие, расположенное в развитой стране, превращается в чисто сборочное, а производство деталей и компонентов для сборки размещается в соответствии с ценой
факторов производства за рубежом. Поскольку международное производство является одним из важнейших инструментов борьбы за рынки сбыта, оно быстро растёт. (по
материалам интернет-энциклопедии)
C1. Назовите три разновидности международного разделения труда, которые выделяет автор текста.
С2.На основании текста назовите четыре фактора, которые способствовали становлению международного производства.
С3.Назовите три упомянутые в тексте формы международного производства и проиллюстрируйте примером каждую из названных форм.
С4. Международное разделение труда и международное производство являются проявлениями в экономической сфере более общей тенденции современного
общественного развития. Назовите эту тенденцию. Приведите два её проявления в двух других сферах общественной жизни.
Критерии:
Выполнение в процентах
ОЦЕНКА
0 – 40%
2
41-65 %
3
66 – 85%
4
85%-100%
5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».