Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ № 75 Рабочая программа по предмету «Право» углубленный уровень Федеральный государственный образовательный стандарт 10-11 класс Рассмотрено на методическом совете МБОУ СОШ № 75 от 28.08.2020 г. Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, Примерной программы по праву ("ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" - http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ ) Авторской программы: Программа «Основы правовой культуры. 10-11 класс» /Под ред. Е.А.Певцовой В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Объем курса – 140 часов (70 часов в год/ 2 часа в неделю) Личностные результаты должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Планируемые предметные результаты освоения предмета В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: – выделять содержание различных теорий происхождения государства; – сравнивать различные формы государства; – приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; – соотносить основные черты гражданского общества и правового государства; – применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативноправовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; – сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); – проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; – характеризовать особенности системы российского права; – различать формы реализации права; – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; – оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; – различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; – сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; – оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; – характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; – характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; – дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; – характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; – характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; – характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; – выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; – характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; – определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права; – различать способы мирного разрешения споров; – оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; – сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; – дифференцировать участников вооруженных конфликтов; – различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; – выделять структурные элементы системы российского законодательства; – анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; – различать формы наследования; – различать виды и формы сделок в Российской Федерации; – выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; – анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; – различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; – выделять права и обязанности членов семьи; – характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; – проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; – различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; – дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; – проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; – целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; – в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; – соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; – применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; – дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; – проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; – давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; – применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; – выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. – – – – – – – – – – – – – Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права; дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти; сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе; понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения; толковать государственно-правовые явления и процессы; проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств; различать принципы и виды правотворчества; описывать этапы становления парламентаризма в России; сравнивать различные виды избирательных систем; анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях; анализировать институт международно-правового признания; – – – – – – – – – выявлять особенности международно-правовой ответственности; выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права; оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени; формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; различать опеку и попечительство; находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации; характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности; определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса. Содержание учебного предмета (курса) с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры. Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам. Программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Углубленный уровень История государства и права Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Формы права: правовой договор, прецедент, юридическая доктрина, религиозная доктрина, обычай, нормативно-правовой акт. Древнейшее право, особенности законодательства Хаммурапи и «Законов Ману», Легизм в Китае. Античное право. Принципы и аксиомы права на примере латинского права. Юридическая латынь. Понятие системы права на основе римского права. Рецепция права и ее формы. Каноническое право. Появление Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Систематизация права: инкорпорация, кодификация, учет, консолидация. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. 19 век – расцвет криминалистики, вспомогательные юридические дисциплины. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы конституционные законы России. Советское право 1917— 1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954— 1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Конституция как источник права и её основные характеристики. Теория государства и права Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Понятие и виды правоотношений. Содержание правоотношения. Субъекты правоотношений, правоспособность, дееспособность, правовой статус. Юридические факты, фактический (юридический) состав. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений. Проблемы причин правонарушений и путей их преодоления. Понятие юридической ответственности и ее основания. Виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности и основания освобождения от нее. Конституционное право Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Международное право Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Основные отрасли российского права Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау Жилищное право. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Меры административного пресечения. Государственная служба как предмет административного права. Методы управления. Категории государственных служащих. Понятие уголовного права, его система, значение. Источники уголовного права. Уголовный закон как основной источник уголовного права. Виды уголовных законов. Действующий уголовный кодекс РФ. Преступление как основное понятие уголовного права. Признаки преступления. Преступление и другие виды правонарушений. Классификация преступлений. Уголовная ответственность, ее основания и принципы. Общественно опасное деяние, содержащее объективные и субъективные признаки состава преступления, как основание уголовной ответственности. Положения Общей части уголовного права и их значение для уголовной ответственности. Уголовная ответственность за предварительную преступную деятельность и за соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния и их значение для охраны прав и интересов личности. Ответственность за множественность преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие наказания и его цели. Системы и виды наказаний. Общие начала назначения наказания. Назначение наказания при рецидиве и других формах множественности преступлений. Уголовное осуждение и основания его применения. Квалификация преступлений, ее значение. Общая характеристика отдельных видов преступлений. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Темы, входящие в разделы программы Кол-во часов, отводимое для изучения темы Содержание темы Планируемые результаты освоения темы Виды практической деятельности и оценки 10 класс (24) Раздел I. История права, принципы и основные понятия Роль права в жизни общества. Правовые нормы в сфере социальных отношений 2 Теории происхождения права Формы (источники) 2 Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Формы права: правовой договор, прецедент, Получат возможность научиться характеризовать особенности правовых норм в сравнении с нормами морали, называть роль и назначение права в обществе, ориентироваться в многозначности определения «право», перечислять юр.науки. определяя предмет их изучения Научатся и характеризовать основные теории возникновения права, рассуждать о Деформированный текст Устные сообщения Тестовая работа Право в древнейших государствах 2 Античное право: Эллинское и Римское 2 Принципы, презумпции, фикции права. основные понятия римского права 2 Рецепция права в средневековье. Мусульманское право 2 Древнерусское право 2 юридическая доктрина, религиозная доктрина, обычай, нормативноправовой акт. Древнейшее право, особенности законодательства Хаммурапи и «Законов Ману», Легизм в Китае. Античное право. Принципы и аксиомы права на примере латинского права. Юридическая латынь. Понятие системы права на основе римского права. Рецепция права и ее формы. Каноническое право. Появление Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозносимволического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Систематизация права: инкорпорация, кодификация, учет, консолидация. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. 19 век – расцвет криминалистики, вспомогательные юридические достоинствах и недостатках этих теорий, рассказывать о первичных правовых формах регулирования общ.отношений в первобытности Знать и характеризовать источники (формы) права, приводить примеры на каждую форму, рассуждать о преимуществах и недостатках форм права Научатся характеризовать основные древнейшие источники права, уметь отличать их по характерным отрывкам, сравнивать, обобщать информацию о нормах права и форме законодательства в восточных деспотиях. Рассказывать о законах Хаммурапи и школе легистов в др.Китае Смогут формулировать особенности античного законодательства, называть основные источники античного права, характеризовать рисское право как основу современного законодательства, ориентироваться в хронологической последовательности появления законов Научатся определять понятия «принципы», «презупции», «фикции» права, приводить примеры их в российском законодательстве Получат возможность научиться применять положения права в решении задач Называть источники средневекового права, характеризовать их как феодальное право, характеризовать особенности мусульманского права, ориентироваться в основных понятиях мусульманской правовой семьи Узнают историю появления и смогут давать характеристику законам «Русской Правды», знать хронологию появления главных законодательных актов Руси и Московского государства, характеризовать особенности уголовного, семейного и гражданского права Сравнительная таблица (самостоятельно два кластера по тексту) Задание на соотнесение латыни с переводом. Контрольная работа «Право в древнем мире» Юридические задачи Работа с текстом Правовой диктант Государство и право Российской империи 2 Новаторство в праве XIX века. Виды систематизации права 2 Метаморфозы права и государства России в XX веке 2 Правовые системы современности 2 Обобщающий урок. Олимпиада по истории права. 2 Система права. Частное и Публичное право 2 Виды норм права и их действие во времени 2 дисциплины. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы конституционные законы России. Советское право 1917— 1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954— 1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Рост правонарушений. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Конституция как источник права и её основные характеристики. Выделять новые черты буржуазного законодательства в правовой системе XVIII-XIX вв., выделять значение идей просвещения и новой систематизации законодательства, называть новшества, которыми обогатилось российское право от Европы. Характеризовать роль великих реформ АлII Получат возможность научиться раскрывать сущность типов систематизации права и выделять причины использования систематизации. Узнают о истории криминалистики Получат возможность научиться анализировать эволюцию конституционных актов и конституций в XX веке, проводить исторические параллели фактам изменения законодательства, определять источник права по отрывку Соотнесение конспектом истории с по Система права: частное публичное право. Отрасли права. Институты права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов и их иерархия. Действие нормативноправовых актов. Материальное и Научаться «читать» схему системы права в РФ, называть все структурные элементы, приводить примеры частного и публичного права, решать задачи по определению гипотезы. Санкции, диспозиции Научатся раскрывать особенности действия норм права во времени и пространстве, характеризовать различные формы систематизации права и соотносит их с формами права, определять виды правовых норм Работа с таблицей Проверочная работа Сравнительная хронологическая таблица Научатся сравнивать правовые семьи, Практическая работа выделять достоинства и соотносить принципы систем: получат возможность научиться опознавать формы права по источнику Актуализация знаний. Решение олимпиадных Выявление сильных и слабых сторон заданий правового сознания обучающихся Раздел II. Система права в РФ (16) Работа с учебника текстом Правотворчество и процесс формирования права 2 Реализация и толкование норм права 2 Правоотношения и их виды. Правонарушения. 2 Юридическая ответственность 2 Решение задач 2 юридических Контрольно-обобщающий урок «Теория права» 2 процессуальное право. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Диспозиция, гипотеза, санкция. Система российского права. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации. Основные стадии правотворческого процесса. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Понятие и виды правоотношений. Содержание правоотношения. Субъекты правоотношений, правоспособность, дееспособность, правовой статус. Юридические факты, фактический (юридический) состав. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений. Проблемы причин правонарушений и путей их преодоления. Понятие юридической ответственности и ее основания. Виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности и основания освобождения от нее. Научатся выделять и характеризовать этапы правоторчества, называя всех участников правотворчества, составлять схему этапов правотворчества в РФ, перечислять реквизиты законодательного акта, ориентироваться в системе правовых актов РФ Научатся определять понятие реализации норм права и ее основные формы, называть стадии процесса применения права, отличать процесс толкования норм права и значение этого явления, называть приемы толкования, видеть преимущества и недостатки возможности толкования норм права, определять суть понятий «буква» и «дух» законов Знать понятие правонарушение и его признаки, характеризовать состав правонарушения, решать юр.задачи по данной теме Устный рассказ Научатся раскрывать смысл определения юр.ответственность, характеризовать основные принципы и виды юр.ответственности, приводить примеры проступков и преступлений, знать обстоятельства исключающие юр.ответственность, формулировать понятие форм вины Тестовая работа Получат возможность научиться применять знания для решения правовых ситуаций в теме «Правонарушения», систематизируют знания о видах юр.ответственности Закрепят знания блока тем, обобщат, получат возможность научиться самостоятельно схематизировать информацию. Раздел III. Государственное право в РФ (18) Тестовая работа Работа с «Юр.факты» текстом Решение дистанционная консультация Групповая контрольная взаимопроверкой задач, со Основы государственного права. Государство 2 Общие принципы конституционного строя РФ 2 Институт гражданства в РФ 2 Гарантии соблюдения права человека в РФ 2 Конституционные обязанности граждан РФ 2 Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Актуализируется понятие «государство», перечислять теории происхождения государства, называть функции и признаки государства , характеризовать источники конституционного права, определять место отрасли в системе рос.права Знать историю появления современной Конституции РФ, характеризовать основные конституционные принципы строя по I главе, давать определение «правовое государство», знать историю этого понятия, рассуждать о декларативности принципов Давать определение «гражданство», характеризовать принципы гражданства по рос. законодательству, знать особенности регулирования принятия в гражданство РФ, ориентироваться в «Законе о гражданстве РФ» 2002 г., решать юр.задачи по этому закону Систематизировать по группам права и свободы человека, ориентироваться во II главе Конституции РФ, соотносить её с ВДПЧ 1948 г., знать функции омбудсмена. Называть действующих уполномоченных по правам человека, приводить примеры нарушения прав человека. Предлагать правовые способы защиты прав и свобод Научатся раскрывать суть конституционных обязанностей граждан РФ, рассказывать об особенностях правового регулирования воинской обязанности, перечислять основные виды налогов в РФ, знать права и обязанности Работа схемой с наборной Работа с текстом Решение задач по ФЗ «о гражданстве « 2002 г. Работа с источником Работа с текстом. Тестовая работа Система разделения власти 2 Избирательное право 2 Конституционные основы судебной системы в РФ Государственные символы РФ 2 2 Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. налогоплательщика Научатся формулировать понятие и Работа с Конституцией признаки гос.органов, характеризовать РФ сущность теории разделения власти, называть основные гос.органы. схематизировать структуру гос.власти в РФ, выстраивая вертикали власти, показывать сущность функционирования местной власти Называть функции и пределы Тестовая работа компетенции парламента РФ, знать процедуру формирования палат, рассказывать об основных принципах избирательного права. Рассуждать о проблеме избирательных цензов, характеризовать типы избирательных систем, называть этапы избирательной кампании Знать правовые аспекты закрепление Групповые государственных символов РФ, минипроекты рассказывать об истории символов РФ, пояснять роль и значение символов, знать особенности использования государственной символики согласно закону Обобщающий урок 2 Типы правовых культур. Правовой нигилизм. Юридическое образование в РФ 2 Обобщающий урок по темам года 2 2 Закрепят знания блока тем, обобщат, получат возможность научиться самостоятельно моделировать разрешения проблем средствами права. Раздел IV. Правовая культура (6) Понятие правовой Содержание правовой Пути совершенствования культуры. культуры. Научатся соотносить понятия «права» и культуры. «нравственность». Объясняют понятие «философия правовой права». Анализируют соотношение. Высказывают свое мнение по проблеме существования врождённого «чувства права». 11 класс (70) Задание на составление задач в группах Эссе по технологии «оупен спейс» Работа с Интернетресурсами: составление рекомендаций Игра «Юридический снайпер» Раздел V. Гражданское право (32) Гражданское право, как отрасль права 2 Объекты гражданских правоотношений. Вещное право 2 Субъекты гражданских правоотношений 2 Сделки и представительство 2 Обязательственное право 2 Понятие, законодательство и система гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права: физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Эмансипация. Виды юридических лиц. Государственное и муниципальное образование как субъекты гражданских правоотношений. Объекты гражданского права, понятие и виды. . Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Научаться выделять гр. право в системе Работа по тексту права РФ, определять принципы гр. права, называть виды объектов гр. права Научатся раскрывать сущность видов Работа с ГК РФ объектов права, приводить примеры объектов, называть особенности каждого вида. Характеризовать «вещи», как объект правоотношений в разных классиикациях Называть и характеризовать субъектов гр. Тестовая работа права, определять этапы гр. эмансипации, решать юр. задачи по видам юридических лиц Характеризовать различные виды и формы сделок, называть условия недействительности сделок, решать юр. задачи по составлению и использованию доверенности Научатся сравнивать вещное и обязательственное право, научатся раскрывать суть различных институтов Работа с ГК РФ Составление словаря обязательственного права (10 слов) Понятие и сущность договора. Виды договоров 2 Решение задач. Олимпиада 2 Право собственности и его виды 2 Интеллектуальная 2 собственность. Порядок защиты права собственности. Наследственное право 2 Предпринимательство и 2 предпринимательское прав Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 2 Правовое регулирование 2 защиты предпринимательской Страхование и его виды. Представительство, доверенность. Осуществление и защита гражданских прав. Исковая давность. Понятие и формы права собственности. Другие вещные права. Право интеллектуальной собственности: авторское и смежное право. Патент. Право на защиту торговой марки и промышленного образца. Понятие и исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Договорные обязательства. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Наследственное право. Кредитные правоотношения. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. обязательственного права Называть виды договоров и условия их Задачи на составления, знать порядок заключения, дарения» расторжения и изменения договоров, решать юр. задачи по ГК РФ «Договор Решение задач Объясняет социально- экономическое и Деформированный юридическое текст Содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. Деловая игра, разбор «Договора с ошибками» Знать основные принципы института наследования по ГК РФ, сравнивать процедуру наследования в РФ с историческими примерами, характеризовать формы завещания, решать юр. задачи по ГК РФ Научатся определять черты предпринимательства, характеризовать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Научатся характеризовать индивидуальное предпринимательство, товарищество, корпоративное предпринимательство, выделять достоинства и недостатки разных правовых форм предпринимательства. Научатся определять такие понятия как банкротство, генеральное управление,. Будут понимать особенности процедуры ликвидации предприятия, называть санкции Юридические задачи Задание с текстом Схематизация текста Тестовая работа Работа с ГК РФ деятельности и предпринимателей Права потребителей прав за правонарушения предпринимательского права Называть основные права потребителей, и Юридические задачи законодательные акты их фиксирующие, знать средства защиты прав потребителя в том числе при заключении договоров на оказание услуг Называть принципы гр.ответственности, Составление объяснять особенности долевой, инфографики субсидиарной и солидарной ответственности, решать юр.задачи по ГК РФ 2 Гражданско-правовая 2 ответственность и способы защиты гражданских прав Контрольно-обобщающий урок "Гражданское право" Получат возможность применить Контрольная работа полученные знания, интерпретировать новые правовые ситуации Раздел VI. Жилищное право (2) 2 Жилищные правоотношения Жилище, особенности оборота Характеризовать сущность жилищных Работа с текстом жилища. Виды найма жилья. Права и правоотношений, называть виды обязанности жильца и наймодателя. жилищного фонда, знать о возможностях реализации жилищного права в РФ, характеризовать договор социального найма Раздел VII. Семейное право (4) Правовые нормы института брака 2 Родители и дети: правовые основы взаимоотношений 2 Понятие и принципы семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие брака и семьи. Регистрация брака и условия его заключения. Недействительность брака. Отношения родителей и детей, личные и имущественные отношения супругов, права ребенка. Расторжения брака: расторжение через ЗАГС и через суд. Алиментные отношения. Опека и попечительство. Конвенция о правах ребенка. Брачный контракт. Знать порядок и условия заключения и расторжения брака по СК РФ, называть права супругов. Приводить примеры, иметь представление об институте брачного контракта Называть правовые акты регулирующие права ребенка, знать и приводить примеры прав ребенка, объяснять сущность и особенности алиментных отношений в РФ Тестовая работа Работа с документом (отрывок Конвенции 1989 г.) Раздел VIII. Трудовое право (8) Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство 2 Рабочее отдыха время 2 Правовое регулирование труда несовершеннолетних, Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством Контрольно-обобщающий урок «Трудовое право» 2 время и Понятие трудового права. Коллективный договор и соглашения. Обеспечение занятости и трудоустройство. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Дисциплина труда. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда женщин и молодежи. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан. 2 Характеризовать трудовое право как отрасль системы права в РФ, владеть основными понятиями ТК РФ: работник, работодатель, труд, МРОТ, колдоговор, контракт, занятость, безработица Называть права и обязанности работника и Работа с текстом работодателя, знать сущность деятельности КТС, определять порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, ориентироваться в мерах дисциплинарной ответственности, уметь писать заявление в КТС о тр.споре Объяснять юр.смысл понятий «рабочее Решение задач время» и «время отдыха», знать как регулируется законодательством сверхурочная работа, перечислять льготы работников при регулировании рабочего времени, решать юр. задачи по ТК РФ Знать особенности труда Тестовая работа несовершеннолетних. А так же лиц, имеющих малолетних детей, перечислять льготы, гарантии, компенсации, предусмотренные трудовым законодательством Раздел IX. Административное право и административный процесс (4) Административное право и административные правоотношения 2 Административные правонарушения административная ответственность 2 и Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Меры административного пресечения. Государственная служба как предмет административного права. Методы управления. Категории государственных служащих. Определять роль и место адм.права в Работа с правоым системе права РФ, характеризовать виды источником административных правоотношений и называть субъектов этих правоотношений, перечислять источники адм.проава Знать особенности адм. ответственности, Тестовая работа знать как разрешить административный спор, определять компетенцию правовых органов, называть особенности административного производства, решать задачи по КоАП Раздел X. Уголовное право и уголовный процесс (8) Понятие и сущность уголовного права 2 Основные преступлений 2 Уголовная ответственность наказание виды и Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 2 2 Понятие уголовного права, его система, значение. Источники уголовного права. Уголовный закон как основной источник уголовного права. Виды уголовных законов. Действующий уголовный кодекс РФ. Преступление как основное понятие уголовного права. Признаки преступления. Преступление и другие виды правонарушений. Классификация преступлений. Уголовная ответственность, ее основания и принципы. Общественно опасное деяние, содержащее объективные и субъективные признаки состава преступления, как основание уголовной ответственности. Положения Общей части уголовного права и их значение для уголовной ответственности. Уголовная ответственность за предварительную преступную деятельность и за соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния и их значение для охраны прав и интересов личности. Ответственность за множественность преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие наказания и его цели. Системы и виды наказаний. Общие начала назначения наказания. Назначение наказания при рецидиве и других формах множественности Определять особенности уголовного права в системе законодательства РФ (через принципы и действие уголовного закона), понимать структуру института состава преступления, приводить примеры по форме вины, Называть основные категории преступления и признаки преступления, характеризовать роли соучастия в преступлении, ориентироваться в структуре УК РФ Перечислять основные виды уголовного наказания, называть обстоятельства, влияющие на назначение наказания, решать юр.задачи по УК РФ, рассуждать о «кризисе наказания» в современном обществе Знать понятие УПК, называть последовательно стадии уголовного процесса, владеть основными понятиями уголовного процесса. , называть права обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, знать особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних Работа с текстом Решение юридических задач Обсуждение репортажа Контрольная работа по теме преступлений. Уголовное осуждение и основания его применения. Квалификация преступлений, ее значение. Общая характеристика отдельных видов преступлений. Раздел XI. Правовое регулирование отношений в области образования (2) П равовое регулирование отношений в области образования 2 Образовательное право. Права и Называть принципы гос.политики в области Задания по подбору обязанности участников образовании, схематизировать систему материалов о правилах образования в РФ, перечислять поступления в вуз образовательного процесса. необходимые правовые условия функционирования образовательных учреждений, рассказывать о правах и обязанностях субъектов образовательных правоотношений Раздел XII. Международное право (4) Международное право как основа взаимоотношений государств 2 Международное гуманитарное право права человека 2 и Конституция РФ о международном праве в правовой системе России. Примат международного права над нормой национального закона РФ. Понятие, сущность и основные особенности международного права. Международное публичное и международное частное право. Источники международного права. Субъекты международного права. Основные принципы современного международного права. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. Государственная территория в международном праве. Понятие и режим государственной границы. Основные отрасли международного права. Основы гуманитарного права. Комбатанты и некомбатанты. Статус гуманитарных международных Знать историю становления Составление плана международного права, разграничивать объекты регулирования публичного и частного международного права, характеризовать принципы и источники, Называть систему организаций ООН, характеризуя их деятельность и функции, показать важность укрепления межгосударственного взаимодействия Определять гуманитарное право как Задание с текстом общепризнанные правила поведения сторон во время войны, знать историю становления гуманитарных норм, называть основные акты гуманитарного права, ориентироваться в основных требованиях по ведению войны, принятые сегодня организаций Раздел XIII. Мир юридических профессий (4) Правоохранительные органы Адвокатура и нотариат 2 2 Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. Система правоохранительных органов. Называть основные юридические профессии, познакомится с нормами профессиональной этики юристов, рассуждать о преимуществах и сложностях этих профессий, знать требования к юр.профессиям, выдвигаемые современным обществом и законом. Иметь представление о функциях нотариата и адвокатуры, знать требования к представителям этих профессий с точки зрения закона, формировать образ адвоката в сознании Раскрывать сущность. Функции и структуру деятельности системы органов внутренних дел в РФ, уметь составить заявление в милицию и в прокуратуру, понимать роль прокуратуры в системе правоохранительных органов. Знать структуру и компетенцию прокуратуры РФ Составление кластера Устное эссе а технологии «оупен спейс» Примерный график контрольных мероприятий 10 класс Месяц Неделя Сентябрь I II III Октябрь IV I II III IV Ноябрь I II III Декабрь IV I II III Январь IV I II III Февраль IV I II III Март IV I II КР Вид оценочного мероприятия III КР Апрель I V I II III Май IV I II III IV 11 класс Месяц Неделя Сентябрь I II III IV Октябрь I II III IV Ноябрь I II III IV I II III Январь IV I КР Вид оценочного мероприятия КР контрольная работа СР самостоятельная работа ПР проверочная работа Декабрь Р С И реферат сочинение изложение II III Февраль IV I II III IV Март I II III КР КК ТР Д контурная карта творческая работа диктант Апрель IV I II III Май IV I КР З Т ЛР зачет тестирование лабораторная работа II III IV Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)