География ФГОС СОО

Приложение
к основной образоваетльной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 75

Рабочая программа
по предмету «География»
базовый уровень
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
10-11 класс

Рассмотрено на методическом совете
МБОУ СОШ № 75 от 28.08.2020

Планируемые результаты изучения учебного курса «География»
Личностные:
 уметь выделять главные моменты в тексте и рассказе учителя;
 составлять конспекты по различным источникам информации;
 отбирать материал для докладов и рефератов;
 писать рефераты и творческие работы;
 делать сообщения;
 чертить и читать графики;
 составлять таблицы и схемы.
Метапредметные:
 иметь представление о предмете географии, источниках географической информации, методах получения географических знаний;
 усвоить основные представления, понятия, категории географической науки и смежных с ней наук о Земле;
 понимать роль географических знаний в решении народнохозяйственных и социальных проблем;
 знать основные черты устройства поверхности Земли, политическую карту мира;
 иметь представление о компонентах природы и хозяйства, пространственной организации хозяйства и населения;
 объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями народного хозяйства, экономическими районами и
республиками, странами мира, определяющие целостность природы Земли и мирового хозяйства;
 знать основные черты и формы проявления географического разделения труда;
 объяснить влияние природных условий на человеческую деятельность и ее взаимодействие на природу, понимать суть экологических
проблем и знать принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
 применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве населения, сравнивать показатели по своему населенному
пункту (району) с показателями области (республики, страны), изменение их по времени;
 оценивать связь особенностей жизни и производственной деятельности населения совей местности с природными и социальноэкономическими факторами, народнохозяйственными объектами других территорий страны, роль и место в территориальном разделении
труда;
 ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршрут движения, измерять расстояние по карте, определять абсолютные и
относительные высоты точек на карте, определять местное время, находить на карте страны, столицы и другие единичные географические
объекты, использовать картографические источники информации для решения простейших производственных бытовых задач;
 пользоваться средствами хранения географической информации эпохи НТР (банк данных, геоинформационные системы), находить
нужные географические сведения в справочниках, энциклопедиях, путеводителях, книгах о странах, районах, путешествиях;
 применять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
 понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

 определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
 составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
 сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
 сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
 выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
 раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
 выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
 описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
 решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
 оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
 объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
 характеризовать географию рынка труда;
 рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
 анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
 характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
 приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
 определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
 оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;
 оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
 оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
 объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе
сравнения;

 переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
 составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
 делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
 выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
 давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
 понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
 раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
 прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
 оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
 оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
 оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
 оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
 анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
 анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
 выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
 понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
 давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание учебного курса «География»
В программе содержится примерный перечень практических работ. Учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает
наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные
территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие
точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения.
Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной
Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество.
Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических
данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной
точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.

Учебно - тематический план
Класс: 10 класс
Часть I. Общая характеристика мира
№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество работ
практического
характера

Количество работ
контрольного
характера

1

Введение

1

-

-

2

Современная политическая карта мира

4

1

2

3

География мировых природных ресурсов.
Загрязнение и охрана окружающей среды

5

2

1

4

География населения мира

7

1

2

5

Научно – техническая революция и мировое
хозяйство

4

1

3

6

География отраслей мирового хозяйства

10

2

2

7

Глобальные проблемы человечества

4

2

2

35

9

12

Итого

Класс: 11 класс
Часть II. Региональная характеристика мира
№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество работ
практического
характера

Количество работ
контрольного
характера

1

Зарубежная Европа

10

4

3

2

Зарубежная Азия

8

2

4

3

Австралия

1

1

-

4

Африка

4

1

2

5

Северная Америка

7

2

3

6

Латинская Америка

4

2

-

7

Обобщающий урок по курсу

1

-

-

35

12

12

Итого

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».