Химия ФГОС СОО Углубл.

Приложение
к основной образоваетльной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 75

Рабочая программа
по предмету «Химия»
углубленный уровень
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
10-11 класс

Рассмотрено на методическом совете
МБОУ СОШ № 75 от 28.08.2020

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия» (углубленный уровень)
При изучении химии на уровне среднего общего образования обеспечивается достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметными результатами являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания
(системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и
формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по химии на углубленном уровне
являются:
1) формирование системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) формирование умений исследовать свойства органических веществ, объяснять закономерности протекания химических
реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах,

проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил
безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; умений описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
5) сформирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования на углубленном уровне
выпускник научится:
 раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности
человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
 иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах
ее развития;
 устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим
изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в
периодической системе;
 анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации
кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и
строением;
 применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ
по их составу и строению;
 составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о
строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
 характеризовать физические свойства органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ
от типа кристаллической решетки;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства органических веществ
изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
 определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания
химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;

 устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов
в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
 устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной
возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
 подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные
способы получения важнейших органических веществ;
 определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры
гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
 приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов;
 обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и
быту;
 выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ, относящихся к различным
классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
 проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы
органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам
сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества
вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной
доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно
из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
 использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой
информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях
выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

 устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и
обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития
химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью,
возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
 самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с
веществами и лабораторным оборудованием;
 интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических
методов;
 описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома
для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
 характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших
биологически активных веществ;
 прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и
производственных процессов.
Содержание учебного предмета «Химия» (углубленный уровень)
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической
химии в системе естественных наук. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории
химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность
химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о
функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений.

Классификация и особенности органических реакций. Реакционные центры. Первоначальные понятия о типах и механизмах
органических реакций. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи. Свободнорадикальный и
ионный механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атомов углерода.
Гомологический ряд и общая формула алканов. Систематическая номенклатура алканов и радикалов. Изомерия углеродного
скелета. Физические свойства алканов. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства алканов:
галогенирование, дегидрирование, термическое разложение, крекинг как способы получения важнейших соединений в
органическом синтезе. Горение алканов как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Изомеризация как
способ получения высокосортного бензина. Механизм реакции свободнорадикального замещения. Получение алканов. Реакция
Вюрца. Нахождение в природе и применение алканов.
Циклоалканы. Строение молекул циклоалканов. Общая формула циклоалканов. Номенклатура циклоалканов. Изомерия
циклоалканов: углеродного скелета, межклассовая, пространственная (цис-транс-изомерия). Специфика свойств циклоалканов
с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атомов углерода. - и
-связи. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Номенклатура алкенов. Изомерия алкенов: углеродного скелета,
положения кратной связи, пространственная (цис-транс-изомерия), межклассовая. Физические свойства алкенов. Реакции
электрофильного присоединения как способ получения функциональных производных углеводородов. Правило Марковникова,
его электронное обоснование. Реакции окисления и полимеризации.Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического
производства. Промышленные и лабораторные способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов.
Алкадиены. Классификация алкадиенов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности
электронного и пространственного строения сопряженных алкадиенов. Общая формула алкадиенов. Номенклатура и изомерия
алкадиенов. Физические свойства алкадиенов. Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения (гидрирование,
галогенирование), горения и полимеризации. Вклад С.В. Лебедева в получение синтетического каучука. Вулканизация каучука.
Резина. Многообразие видов синтетических каучуков, их свойства и применение. Получение алкадиенов.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-гибридизация орбиталей атомов углерода.
Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура. Изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи,
межклассовая. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов: реакции присоединения как способ получения
полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. Применение ацетилена.

Арены. История открытия бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола.
Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Общая формула аренов. Физические свойства бензола. Химические свойства
бензола: реакции электрофильного замещения (нитрование, галогенирование) как способ получения химических средств
защиты растений; присоединения (гидрирование, галогенирование) как доказательство непредельного характера бензола.
Реакция горения. Получение бензола. Особенности химических свойств толуола. Взаимное влияние атомов в молекуле
толуола. Ориентационные эффекты заместителей. Применение гомологов бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура спиртов. Гомологический ряд и общая формула предельных одноатомных
спиртов. Изомерия. Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние
на физические свойства спиртов. Химические свойства: взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, с галогеноводородами как способ получения растворителей, внутри- и межмолекулярная дегидратация.
Реакция горения: спирты как топливо. Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена. Применение
метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как
представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические свойства фенола. Химические
свойства (реакции с натрием, гидроксидом натрия, бромом). Получение фенола. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов. Строение предельных альдегидов. Электронное и
пространственное строение карбонильной группы. Гомологический ряд, общая формула, номенклатура и изомерия предельных
альдегидов. Физические свойства предельных альдегидов. Химические свойства предельных альдегидов: гидрирование;
качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их
применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Получение предельных альдегидов:
окисление спиртов, гидратация ацетилена (реакция Кучерова). Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и
ацетальдегида. Ацетон как представитель кетонов. Строение молекулы ацетона. Особенности реакции окисления ацетона.
Применение ацетона.
Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Строение предельных одноосновных
карбоновых кислот. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд и общая формула
предельных одноосновных карбоновых кислот. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакции с металлами, основными оксидами, основаниями
и солями) как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние
заместителей в углеводородном радикале на силу карбоновых кислот. Особенности химических свойств муравьиной кислоты.

Получение предельных одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов.
Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная и бензойная. Высшие предельные и непредельные
карбоновые кислоты. Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Применение карбоновых кислот.
Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных эфиров. Межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами.
Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и
животные жиры, их состав. Физические свойства жиров. Химические свойства жиров: гидрирование, окисление. Гидролиз или
омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Применение жиров. Мылá как соли
высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Физические свойства и нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: ацилирование, алкилирование, спиртовое и молочнокислое брожение.
Экспериментальные доказательства наличия альдегидной и спиртовых групп в глюкозе. Получение глюкозы. Фруктоза как
изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза. Важнейшие дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза), их строение и физические
свойства. Гидролиз сахарозы, лактозы, мальтозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства
крахмала (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах
питания). Химические свойства целлюлозы: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение и биологическая роль
углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений.
Амины. Первичные, вторичные, третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу
аминогрупп в молекуле. Электронное и пространственное строение предельных аминов. Физические свойства аминов. Амины
как органические основания: реакции с водой, кислотами. Реакция горения. Анилин как представитель ароматических аминов.
Строение анилина. Причины ослабления основных свойств анилина в сравнении с аминами предельного ряда. Химические
свойства анилина: взаимодействие с кислотами, бромной водой, окисление. Получение аминов алкилированием аммиака и
восстановлением нитропроизводных углеводородов. Реакция Зинина. Применение аминов в фармацевтической
промышленности. Анилин как сырье для производства анилиновых красителей. Синтезы на основе анилина.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Строение аминокислот. Гомологический ряд предельных аминокислот.
Изомерия предельных аминокислот. Физические свойства предельных аминокислот. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Синтез пептидов. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения
аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Основные аминокислоты, образующие белки.

Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки. Превращения белков пищи в
организме. Биологические функции белков. Достижения в изучении строения и синтеза белков.
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин: электронное строение, ароматический характер,
различие в проявлении основных свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав
нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Высокомолекулярные соединения. Основные понятия высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное
звено, степень полимеризации. Классификация полимеров. Основные способы получения высокомолекулярных соединений:
реакции полимеризации и поликонденсации. Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от строения
молекул. Термопластичные и термореактивные полимеры. Проводящие органические полимеры. Композитные материалы.
Перспективы использования композитных материалов. Классификация волокон. Синтетические волокна. Полиэфирные и
полиамидные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон. Синтетические пленки: изоляция для
проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые
технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам. Химический анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений как
методы научного познания. Математическое моделирование пространственного строения молекул органических веществ.
Современные физико-химические методы установления состава и структуры веществ.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в медицине. Разработка лекарств. Химические сенсоры.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Промышленная органическая химия. Сырье для органической промышленности. Проблема отходов и побочных
продуктов. Наиболее крупнотоннажные производства органических соединений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и
использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы,
атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав, или по продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной
массовой долей растворенного вещества.
Расчеты теплового эффекта реакции.
Темы лабораторных опытов и практических работ:
Качественное определение углерода, водорода в органических веществах.
Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.
Распознавание пластмасс и волокон.
Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Идентификация неорганических соединений.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений».
Получение этилена и изучение его свойств.
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Гидролиз жиров.
Изготовление мыла ручной работы
Исследование свойств белков.
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.

Химические свойства альдегидов.
Синтез сложного эфира.
Гидролиз углеводов.
Устранение временной жесткости воды.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.
№
п\п

Тематическое планирование
Тема, название
Кол- во
часов

1. Теоретические основы органической химии
Введение в органическую химию
ТХС
Особенности строения органических веществ
Химические реакции органических соединений
2. Классы органических веществ
Углеводороды
Галогенопроизводные углеводородов
Спирты. Фенолы.
Альдегиды и кетоны
Карбоновые кислоты и сложные эфиры
Азотсодержащие соединения

13
2
2
4
5
52
18
5
8
4
9
8

Из них
П/р
К/р

П/р №1 К/р №1

П/р
№2-4

К/р №2

3. Вещества живых клеток
18
Жиры
2
Углеводы
4
Аминокислоты. Пептиды. Белки
8
Нуклеиновые кислоты
4
16
4. Органическая химия в жизни человека
6
Природные источники углеводородов
7
Полимеры. Полимерные материалы
Защита окружающей среды от воздействия вредных
3
органических веществ
5. Обобщение и итоговый контроль
3

П/р№
5,6

К/р № 3

П/р№
7,8,

К/р №4

6. ИТОГО

8

102

Итоговая
контрольная
работа
4 +1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».