Положение о портфолио ОО

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ СОШ № 75
от 30.08.2019 № 236

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 75»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами среднего общего образования, Уставом МБОУ СОШ № 75,
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
СОШ № 75.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся
общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью
составления комплексного портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это
индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются,
оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный
год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио – это комплекс документов, представляющих
совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных
учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной
оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей
рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтинга
выпускников основной школы по итогам обучения на соответствующей
ступени образования.
1.6. На уровне основного общего образования портфолио служит для
сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в
различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой,
общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной
активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей,

2
возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля
обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и
оценивание
индивидуальных
достижений
учащихся,
повышение
образовательной активности школьников, создание индивидуального
образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные
достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов,
склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами применения портфолио являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого
ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование
готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие
мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств
личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать
заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах
развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
2. Функции портфолио
3.1. Диагностическая — позволяет проследить личностный рост
обучающегося, формирование умения учиться, дает возможность узнать
особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2. Мотивационная - поощряет детей, педагогов и родителей к
взаимодействию в достижении положительных результатов.
3.3. Контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в
учебной деятельности, помогает обучающемуся осознать и зафиксировать

3
свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над
результатами своего труда.
3.4. Воспитательная – осознание в себе ученика, человека, ценностных
ориентаций.
3.5. Функция творческого развития – позволяет проявить творческие
способности.
3.6. Рейтинговая - показывает диапазон и уровень навыков и умений.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из
составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль
при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и
обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и
систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его
содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные
обязанности
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители,
классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация школы.
Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.
Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет
право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы,
элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за
пополнением портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого
– сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам
ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися,
направленную на их личностное и профессиональное самоопределение.
Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися,
учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования.
Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный
руководитель
оформляет
итоговые
документы
на
основании
сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт

4
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом
документе.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного
образования.
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для
накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов,
конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету.
Обязанности администрации учебного заведения:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует
работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе
школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в
портфолио.
Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативноправовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет
обязанности участников образовательного процесса по данному направлению
деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой
системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике
работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1. С целью сохранения индивидуальности портфолио каждого
обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка
в строгие рамки. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося
может включать в себя следующие разделы:
«Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика,
сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения.
Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ
собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
«Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в
различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской
деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых
результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых
стандартизированных работ по предметам.
«Моё творчество»: творческие работы (рисунки, сказки, стихи). Если
выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если
работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также

5
необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и
кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией.
Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту
информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
тематической странички.
«Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов
в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
«Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных
акциях, конкурсах, проектах.
6.2.В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон,
связанных с учебной деятельностью, входит:
1) систематизированные материалы текущей оценки, листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения
отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в
начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные
материалы самоанализа и самооценки учащихся;
2) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения
итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы,
характеризующие обучающегося точки зрения его внеурочной и досуговой
деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по
отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения на уровне
основного общего образования.
Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по
отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля
достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов
с учётом основных результатов основного и среднего общего образования,
закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов
должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающегося.
7. Технология ведения портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе
структурой, указанной в пункте 6 настоящего Положения самим учеником в

6
папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном
виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается
помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе
совместной работы которых устанавливается отношения партнерства,
сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать
самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные
материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен
датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных
достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с
учетом имеющихся результатов.
Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных
условий может храниться в классном помещении МБОУ СОШ № 75 в течение
всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое
образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям
(законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки
проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио
представлена в таблице в Приложении 2.
Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью
соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным
руководителем применительно к особенностям образовательной программы и
контингента обучающихся.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе
материалов портфолио, делаются выводы о:
- сформированности у обучающегося универсальных и предметных
способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения обучения на следующей ступени образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности
к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;

7
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности:
мотивационно-смысловой,
познавательной,
эмоциональной,
волевой,
саморегуляции.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой
образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее
количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
9. Срок действия настоящего положения
Положение действительно до внесения следующих изменений.

8

Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 75»

ПОТФОЛИО

Место для фотографии

Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

9

Приложение 2
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио
Показатели

Измерители

Учебная
деятельность

1 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
10 класс - средний балл годовых оценок
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Городская:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
Международная:
Победитель и призёр
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Городские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Международные соревнования:
Победитель и призёр

Олимпиады

Спортивные
достижения.

Дополнитель
ное
образование.

Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель

Результат балл
До 5
До 5
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
10
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
10
2
3

10

Школьные
мероприятия,
практики
Итог

Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Городские конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия

2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».