УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ №75 от 02.09.2019 № 10 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №75» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МБОУ СОШ №75. 1.2. Настоящее положение является локальным актом, регулирующим деятельность МБОУ СОШ №75 по организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. 2. Содержание образовательного процесса в дополнительном образовании 2.1. МБОУ СОШ №75 реализует дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы) (далее дополнительные образовательные программы). 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а 2 также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3. Организация образовательного процесса 3.1. Содержание и сроки обучения определяются дополнительными образовательными программами, которые разрабатываются в соответствии с Положением о дополнительных образовательных программах. 3.2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 3.3. В МБОУ СОШ №75 образовательный процесс по дополнительным образовательным программам организуется с обучающимися, сформированными в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких группах дополнительного образования. 3.4. Количество обучающихся в группе, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в группе определяются дополнительными образовательными программами и СанПин (Приложение № 1). 3.5. Дополнительные образовательные программы реализуются школой или посредством сетевых форм их реализации. 3.6. При разработке и реализации дополнительных образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими 3 образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 3.7. При реализации дополнительных образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 3.8. Использование при реализации дополнительных образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 3.9. Дополнительные образовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 3.10. Расписание занятий групп составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. 3.11. При реализации дополнительных образовательных программ в МБОУ СОШ №75 могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). 3.12. При реализации дополнительных образовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, групповые и индивидуальные занятия с обучающимися. 3.13. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных образовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных образовательных программ) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. 3.14. В работе групп при наличии условий и согласия педагога 4 дополнительного образования совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители). 3.15. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов организуется образовательный процесс по дополнительным образовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 3.16. Сроки обучения по дополнительным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. 3.17. Для этой категории обучающихся создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных программ в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии. 3.18. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами МБОУ СОШ №75 обеспечивает а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптацию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с приведением к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (высота прописных букв не менее 7,5 см на белом или желтом фоне, выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт); б) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: беспрепятственный доступ обучающихся в здание школы, а также в помещения 1 этажа (при этом проведение занятий организуется не выше 1 этажа). 3.19. Численный состав группы может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов, инвалидов. 3.20. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. 3.21. Занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. 3.22. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. 3.23. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. 3.24. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным образовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки. 3.25. При реализации дополнительных образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. 3.26. Услуги по реализации дополнительных образовательных программ могут оказываться на договорной основе обучающимся других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединением и организациям. 3.27. Порядок зачисления, обучения, отчисления регулируется Порядком зачисления граждан на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в МБОУ СОШ №75. 6 Приложение 1 РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № п/п Направленность объединения Число занятий в неделю Число и продолжительность занятий в день 1. Техническая 2-3 2 по 45 мин.; 1.1. Объединения с использованием компьютерной техники 1-3 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся; 2. Художественная 2-3 2 - 3 по 45 мин.; 2.1. Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2-3 2 - 4 по 45 мин.; 2.2. Музыкальные и вокальные объединения 2-3 2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия); 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); 2.3. Хоровые объединения 2-4 2 - 3 по 45 мин. 2.4. Оркестровые объединения 2-3 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20 - 25 мин.; 2.5. Хореографические объединения 2-4 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; 3. Туристско-краеведческая 4. Естественнонаучная 5. Физкультурно-спортивная 5.1. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и 2 - 4; 1 - 2 2 - 4 по 45 мин.; похода или занятия на местности или поход занятия на до 8 часов; местности в месяц 1-3 2 - 3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час.; 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных 7 № п/п Направленность объединения Число занятий в неделю спорта Число и продолжительность занятий в день обучающихся; 5.2. Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; 5.3. Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта 2-3 2 по 45 мин.; 5.4. Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта 2-3 2 по 45 мин. 6. Культурологическая 1-2 1 - 2 по 45 мин. 6.1. Тележурналистика 2 2 - 3 по 45 мин. 7. Военно-патриотическая 2-4 1 - 3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов 8. Социально-педагогическая 1-2 1 - 3 по 45 мин. 8.1. Предшкольное развитие 2-3 1 - 4 по 30 мин. 8.2. Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) 2-4 1 - 2 по 45 мин.