Положение об инклюзивном образовании

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ №75
От 30.08.2019 № 236

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №75»
городского округа «Город Лесной» Свердловской области

1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ СОШ №75.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О
ратификации
Конвенции
о
правах
инвалидов»,
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
введенным в действие Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26, Письма Министерства образования и науки РФ
от 11.03.2016 № ВК-452/07.

2
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации
№273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
на получение общего образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе
гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания
инвалидности; создание специальных образовательных условий для
коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
 освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами;
 создание
эффективной
системы
психолого-педагогического
и
социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
 индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
 формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ
позитивного опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной
деятельности.

3
2.
Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
 в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
 в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей с
ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
возможны следующие модели инклюзии:
 полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или
в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные
занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими
особенностей развития, обучаются
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе (далее – АООП) в соответствии с учебным
планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации
индивидуальных и групповых занятий на основе заключения городской
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) о создании
специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП, а
также на основе дифференцированного подхода при организации
образовательного процесса;
 частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным
планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по
отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными/групповыми
занятиями
по
другим
предметам
образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное
расписание). Коррекционная помощь оказывается посредством организации
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы
АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместному образовательному и
воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума образовательного учреждения;
 социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной
форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей

4
развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках,
экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
образовательного учреждения.
2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в
процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется
решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с
родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности
особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности
ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и
фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования
являются:
 создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
 создание специальных образовательных условий;
 деятельность службы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;
 повышение квалификации педагогических работников и администрации
образовательного учреждения в области инклюзивного образования.
2.5. Прием (перевод) обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 75 для обучения
по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)
осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и
на основании заключения ПМПК.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по
общеобразовательной программе предметов образовательных областей
учебного плана определяются совместно родителями (законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося
с
ОВЗ
и
специалистами
службы
психолого-педагогического
консилиума
образовательного учреждения. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка.
2.7. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на
основе предоставленных документов и запроса родителей (законных
представителей);

5
 предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с
ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
 определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
 разработка адаптированной основной общеобразовательной программы.
 определение
специалистов,
для
осуществления
психологопедагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия
необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках
сетевого взаимодействия с МБУ “Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи” с целью создания специальных
образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК);
 заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
 организация диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
 по истечении диагностического периода разработку психологопедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для
ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о
рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося
с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка индивидуального учебного плана, индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
 корректировка
адаптированной
образовательной
программы
в
соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с
ОВЗ по итогам диагностического периода;
 реализация адаптированной образовательной программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка
с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в малокомплектном
классе для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории
обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН
в отношении предельной наполняемости классов.

6
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется
с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
основе
специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая
работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной образовательной деятельности), которое определяется
школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования
определяется образовательным учреждением самостоятельно, с соблюдением
норм СанПиН.
3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой
формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом образовательного
учреждения.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.

7
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями
действующего законодательства и нормативными локальными актами МБОУ
СОШ №75.
3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ СОШ №75,
обучавшихся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного
образца.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего
образования
и
обучавшимся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
4.
Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете МБОУ СОШ №75 и утверждается руководителем образовательной
организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает
в силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов
управления образованием.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете МБОУ СОШ №75 в составе новой редакции Положения, которое
утверждается руководителем образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».