УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ №75
От 30.08.2019 № 236
ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №75»
городского округа «Город Лесной» Свердловской области
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ СОШ №75.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О
ратификации
Конвенции
о
правах
инвалидов»,
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
введенным в действие Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26, Письма Министерства образования и науки РФ
от 11.03.2016 № ВК-452/07.
2
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации
№273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
на получение общего образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе
гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания
инвалидности; создание специальных образовательных условий для
коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами;
создание
эффективной
системы
психолого-педагогического
и
социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ
позитивного опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной
деятельности.
3
2.
Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей с
ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
возможны следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или
в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные
занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими
особенностей развития, обучаются
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе (далее – АООП) в соответствии с учебным
планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации
индивидуальных и групповых занятий на основе заключения городской
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) о создании
специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП, а
также на основе дифференцированного подхода при организации
образовательного процесса;
частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным
планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по
отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными/групповыми
занятиями
по
другим
предметам
образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное
расписание). Коррекционная помощь оказывается посредством организации
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы
АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместному образовательному и
воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума образовательного учреждения;
социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной
форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей
4
развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках,
экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
образовательного учреждения.
2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в
процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется
решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с
родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности
особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности
ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и
фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования
являются:
создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
создание специальных образовательных условий;
деятельность службы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;
повышение квалификации педагогических работников и администрации
образовательного учреждения в области инклюзивного образования.
2.5. Прием (перевод) обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 75 для обучения
по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)
осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и
на основании заключения ПМПК.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по
общеобразовательной программе предметов образовательных областей
учебного плана определяются совместно родителями (законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося
с
ОВЗ
и
специалистами
службы
психолого-педагогического
консилиума
образовательного учреждения. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка.
2.7. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на
основе предоставленных документов и запроса родителей (законных
представителей);
5
предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с
ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
разработка адаптированной основной общеобразовательной программы.
определение
специалистов,
для
осуществления
психологопедагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия
необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках
сетевого взаимодействия с МБУ “Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи” с целью создания специальных
образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК);
заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
организация диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
по истечении диагностического периода разработку психологопедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для
ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о
рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося
с ОВЗ.
Основной этап:
разработка индивидуального учебного плана, индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
корректировка
адаптированной
образовательной
программы
в
соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с
ОВЗ по итогам диагностического периода;
реализация адаптированной образовательной программы;
мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка
с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в малокомплектном
классе для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории
обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН
в отношении предельной наполняемости классов.
6
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется
с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
основе
специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая
работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной образовательной деятельности), которое определяется
школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования
определяется образовательным учреждением самостоятельно, с соблюдением
норм СанПиН.
3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой
формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом образовательного
учреждения.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
7
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями
действующего законодательства и нормативными локальными актами МБОУ
СОШ №75.
3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ СОШ №75,
обучавшихся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного
образца.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего
образования
и
обучавшимся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
4.
Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете МБОУ СОШ №75 и утверждается руководителем образовательной
организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает
в силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов
управления образованием.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете МБОУ СОШ №75 в составе новой редакции Положения, которое
утверждается руководителем образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.