Отчет о самообследовании 2022

Рассмотрен на педагогическом
совете от 27.03.2023 № 7

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 75
________________Т.А. Могиленских
________________2023

Отчет о результатах самообследования
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №75»
городского округа «Город Лесной»
Свердловской области
за 2022 год

Протокол Совета учреждения
от 15.04.2022 № 01
Приказ МБОУ СОШ № 75
от 18.04.2022 № 32

2023

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...............................................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ................................................................................................................4
РАЗДЕЛ 2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................8
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ................................................................................................................................................................15
РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ................................................................................................................................................................17
РАЗДЕЛ 5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
........................................................................................................................................................................................20
РАЗДЕЛ 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ......................................................21
РАЗДЕЛ 7. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВСОКО ...........................................30
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ
САМООБСЛЕДОВАНИЮ ЗА 2022 ГОД ...............................................................................................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ ..........................................................................................................................................................38

2

Пояснительная записка
Самообследование МБОУ СОШ № 75 проводилось в соответствии:
 с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовательной организацией» (с изменениями от
14.12.2017);
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию».
Целью проведения самообследования является обеспечение доступности
и открытости информации о деятельности образовательной организации, а
также подготовка отчета о результатах самообследования.
Задача самообследования – провести анализ результатов реализации
образовательных программ и основных направлений деятельности МБОУ
СОШ № 75 и принять меры к устранению выявленных недостатков.
Отчет о результатах самообследования содержит общую характеристику
школы, аналитическую информацию о направлениях, специфике и результатах
образовательной деятельности школы. Представленная информация основана
на данных внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса,
статистической отчетности, содержании внешних оценок представителей
общественности, а также на основании официальных данных, отражающих:
 результаты проведения государственной итоговой аттестации
обучающихся;
 итоги внешнего мониторинга;
 результаты инновационной и научно-методической работы.
В процессе самообследования проводилась оценка:
 образовательной деятельности;
 системы управления организации;
 содержания и качества подготовки обучающихся;
 организации учебного процесса;
 востребованности выпускников;
 качества
кадрового,
учебно-методического,
библиотечноинформационного обеспечения;
 материально-технической базы;
 функционирования внутренней системы оценки качества образования;
 анализ показателей деятельности организации, подлежащей
самообследованию,
устанавливаемых
федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

3

Раздел 1. Общая характеристика образовательной деятельности
образовательной организации
Полное наименование образовательной организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 75».
Тип учреждения: общеобразовательная организация.
Учредитель: городской округ «Город Лесной».
Лицензия на право ведения образовательной деятельности:
Лицензия 66 № 002572 на право ведения образовательной деятельности от
20.12.2011 г. с бессрочным сроком выдана Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области (приказ от 29.10.2014г.
№14-89-ал)
Свидетельство о государственной аккредитации:
Серия 66А01 №0002232 от 09.06.2015г. выдано Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области (приказ от 09.06.2015г.
№502-га).
Фактический адрес:
Российская Федерация, 624203, Свердловская область, город Лесной, улица
Мамина-Сибиряка, д.37
Контактные телефоны: (34342)64675 - директор, (34342)62495 –
секретарь.
Адрес электронной почты: sch75@edu-lesnoy.ru
Адрес сайта школы в сети Интернет: https://75lesnoy.uralschool.ru/
Численность обучающихся: на 31.12.2021 - 883 человека, средняя
наполняемость классов – 25 человек.
Количество классов: 35, кол-во учащихся на одного учителя 16 человек.
Численность персонала: 88 работников, из них руководящих
работников – 7 человек, педагогических работников – 56, учителей 52 человека
Директор: Могиленских Татьяна Александровна.
Школа построена в 1971 году. Открыта 1 сентября 1971 г.
Район расположения: жилой массив в северо-западной части города.
Педагогический коллектив награжден Почетной грамотой Министерства
просвещения Российской Федерации, Почётным дипломом Законодательного
Собрания Свердловской области, на вечное хранение школе переданы два
Красных знамени.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 75» в своей деятельности руководствуется
Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», другими законодательными и
нормативными актами, Уставом школы.
Участниками образовательных отношений являются обучающиеся,
педагогические работники, родители (законные представители). Порядок
4

регламентации и оформления отношений между ними определяется
локальными актами школы, Уставом Школы.
В школе созданы условия для реализации прав детей на получение
качественного образования через урочную и внеурочную деятельность, систему
воспитательной работы и дополнительного образования. Право обучающихся
на развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей
реализуется через участие в фестивалях, конкурсах, выставках, соревнованиях,
социально - значимых проектах.
Главной целью образовательной организации является создание условий
для развития гармоничной личности учащегося, готовой к саморазвитию,
самореализации, профессиональному самоопределению на основе учёта её
социальных, индивидуальных и психологических особенностей.
В 2022 году в школе обучались 883 учеников, организовано 35
общеобразовательных классов, из которых 4 являются классами с углубленным
изучением отдельных предметов. Средняя наполняемость классов 25 человек.
На 1 педагога в 2022 году приходится по 16 учеников.
Большое внимание в образовательном учреждении уделяется
здоровьесберегающим технологиям и пропаганде здорового образа жизни. В
2022 году 99,8% обучающихся прошли медицинский осмотр. Ежегодно с 2012
года школа активно участвует в областном социально-педагогическом проекте
«Будь здоров!» на муниципальном и региональном уровнях. За время участия
детские коллективы становились призёрами и победителями муниципального
этапа конкурса шесть раз, регионального – дважды. С 2016 года школой
реализуется социальный проект «Общее дело», направленный на пропаганду
здорового образа жизни.
В школе значительное внимание уделяется развитию интеллектуальнотворческих способностей детей. Ученики школы - победители и призёры
олимпиад и научно-практических конференций различного уровня. В 2020 году
на базе МБОУ СОШ № 75 создан Центр образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста», в котором реализуются основные и
дополнительные
общеобразовательные
программы
цифрового,
естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного
профилей. В 2021 году центр образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста» совместно с ГАНОУ СО «Дворец молодежи»
реализовали программу дополнительного образования «VR-MAKER».
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников.
Традиционно проводится фестиваль «Конкурс патриотической песни»,
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, Литературно-музыкальная
композиция «Великой Победе посвящается», Митинг, посвященный Дню
Победы, «Спешите делать добрые дела», «10000 добрых дел», и др. Ежегодно 9
мая ученики школы вместе с родителями и классными руководителями
становятся участниками международного движения «Бессмертный полк».
Процесс воспитания и социализации обучающихся осуществляется
совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта,
общественными организациями, предприятиями города Лесного.
5

В течение 2022 года на разных видах учета состояло 40 учеников.
Учащимися МБОУ СОШ № 75 в 2022 году совершено 3 правонарушения и 1
преступление.
Система управления образовательной организацией
Система управления МБОУ СОШ № 75 осуществляется в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным
органом управления Учреждения является директор.
С целью реализации государственно-общественного характера и учета
общественного мнения в школе создан и функционирует Совет Учреждения, в
состав которого входят родители, учащиеся и педагоги. Совет Учреждения
содействует выдвижению и поддержке общественных инициатив и проектов,
направленных на развитие системы образования в образовательной
организации. Ведется работа по созданию комфортной образовательной среды
школы совместно с родителями и социальными партнерами. В состав Совета
Учреждения входят 15 человек: 5 родителей, 3 педагога, 3 учащихся 10-11
классов, директор школы, 3 кооптированных члена коллектива.
Функционируют:
 Методический совет, плановые заседания не реже 1 раза в четверть;
 Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, плановые заседания проводятся 1 раз в месяц;
 Психолого-медико-педагогический консилиум, плановые заседания не
реже 1 раза в полугодие;
 Служба медиации, работает по запросу участников образовательных
отношений;
 Школьные методические объединения педагогов-предметников и
классных руководителей.
Схема системы управления МБОУ СОШ № 75 размещена в приложении.
МБОУ СОШ № 75 осуществляет деятельность по общеобразовательным
программам, адаптированным общеобразовательным программам и
программам
дополнительного
образования,
ведёт
разноплановую
воспитательную и инновационную деятельность. Образовательный процесс
осуществляется высокопрофессиональным коллективом в условиях тесного
метапредметного и межпредметного взаимодействия. Показатели качества
образования подтверждаются результатами государственной итоговой
аттестации обучающихся, а также успехами обучающихся в олимпиадной,
конкурсной, проектной, научно-исследовательской деятельности.
Основными целями деятельности МБОУ СОШ № 75 является
образовательная деятельность по общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
адаптированным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего образования. Данные программы разработаны в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ.
6

Школа обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по
предметам (математика, физика, биология, химия, история, право, экономика)
на уровне среднего общего образования. По запросам потребителей
образовательных услуг на уровне основного общего образования выделяются
часы на такие предметы как информатика, химия, обществознание, ОБЖ.
Образовательный процесс в 10-11 классах организован в соответствии с
ФГОС СОО по индивидуальным учебным планам по следующим профилям:
технологический, естественно-научный, социально-экономический.
Образовательное учреждение работает в соответствии с утвержденным
календарным учебным графиком. Учебный год 33 недели для первоклассников,
34 учебных недели для 2-4 классов, 35 учебных недель для 5-8, 10 классов. Для
9, 11 классов длительность учебного года составляет 36, 37 учебных недель
соответственно с учетом государственной итоговой аттестации. Длительность
каникул в течение учебного года не менее 30 дней, для 1 классов
предусмотрены дополнительные каникулы в феврале.
МБОУ СОШ № 75 работает по 6-дневному недельному графику, за
исключением учащихся 1 классов и учащихся с ОВЗ, для которых
предусмотрена 5-деневная рабочая неделя.

7

Раздел 2. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
В школе работает творческий коллектив единомышленников – 57
педагогов, в том числе педагог-психолог и учитель-логопед. Педагоги школы
имеют профессиональное образование педагогической направленности, из них:
91,2% - высшее образование, 7% учителей имеют среднее профессиональное
образование. Большая часть педагогов имеет значительный педагогический
стаж:
До 5 лет
7

5-10 лет
1

10-20 лет
8

Более 20 лет
41

Возрастной состав коллектива:
Моложе 25 лет
2

25-34 лет
4

35-50 лет
16

51-60 лет
29

Более 60 лет
6

По итогам процедуры аттестации педагогических работников в 2022 году
педагоги имеют следующие квалификационные категории:
Высшая
квалификационная
категория

Первая
квалификационная
категория

Соответствие
занимаемой
должности

Без
квалификационной
категории

23 человека/ 40,4%

25 человек/ 43,9%

7 человек/ 12,3%

2 человек/ 3,5%

84,2% учителей имеют высшую или первую квалификационные
категории, что ниже показателей 2021 года на 3,2%, это объясняется тем, что в
коллективе появились молодые педагоги, которые в соответствии с Порядком
проведения аттестации педагогических кадров еще не могут быть аттестованы.
В 2022 году в МБОУ СОШ № 75 в соответствии с утвержденным
штатным расписанием, имеются следующие должности:
Должность в ОО
Директор
Заместитель директора
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными организациями
Руководитель структурного подразделения «Точка роста»
Учитель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Тьютор
Воспитатель группы продленного дня
Педагог-организатор
Педагог-организатор ОБЖ
Педагог дополнительного образования
Заведующий библиотекой
Педагог-библиотекарь
Лаборант
Секретарь учебной части
Специалист по охране труда
Инженер

Количество
ставок
1
5,5
0,5
1
74,42
1,5
1
1
1
1
1
7
1
1
3,5
1
1
0,5

8

Программист
Заведующий столовой
Обслуживающий и технический персонал

0,5
1
28,7

По состоянию на 31 декабря 2022 года имелись следующие вакансии:
повар - 3 ставки, кухонный рабочий - 1 ставка, уборщик служебных помещений
- 0,2 ставки, лаборант – 0,5 ставки.
Одним из направлений работы МБОУ СОШ № 75 является повышение
профессионального мастерства педагогических работников. С этой целью в
образовательной организации функционирует методическая служба, работа
которой регламентирована Положением о методическом совете МБОУ СОШ №
75 и Положением о школьных методических объединениях учителейпредметников, утвержденных приказом МБОУ СОШ № 75 от 30.08.2019 № 236.
В состав методического совета входят заместители директора, курирующие
учебно-воспитательную работу, руководители школьных методических
объединений учителей русского языка и литературы, математики и
информатики, учителей начальных классов, естественно-научных цикла,
учителей иностранного языка, истории и обществознания, учителей искусств,
технологии и ОБЖ.
Структура методической службы представлена графически можно
представить схемой.

9

Одним из направлений методической работы является наставничество. В
2022 году в МБОУ СОШ № 75 была продолжена работа по реализации целевой
модели наставничества.
Форма наставничества

Форма работы

Количество
наставников
Учитель-учитель
Молодой педагог – 4
(индивидуальная работа) опытный педагог

Количество
наставляемых
5

Целью модели наставничества учитель-учитель является успешное
закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, создание комфортной среды внутри
образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне. Деятельность педагога-наставника
была направлена на помощь в формировании потребности заниматься анализом
результатов своей деятельности, в развитии интереса к методике построения и
организации результативного учебного процесса.
По итогам 2022 года можно подвести промежуточные итоги деятельности
педагогов – наставников:
 молодые специалисты активно включены в педагогическую работу,
культурную жизнь образовательной организации;
 появилась большая уверенность в своих силах и возможностях,
удовлетворенность собственной деятельностью;
 отсутствуют обращения – претензии со стороны родителей к
образовательной
и
воспитательной
деятельности
молодых
специалистов.
Все педагогические и руководящие работники школы прошли за
последние 5 лет повышение квалификации по профилю педагогической
деятельности, обучение по программам реализации в образовательном
процессе федеральных государственных образовательных стандартов.
Сведения о дополнительном профессиональном образовании
педагогических работников в 2022 году
Прошедших курсы
повышения
квалификации
49 человек / 86%

Количество педагогических работников
Обучившихся очно
Обучившихся
дистанционно
11 человек / 19%

44 человека / 77%

Участников
вебинаров
20 человек / 35 %

Количественно данный показатель превосходит на 3,2% показатель 2021
года.
Основные направления программ дополнительного профессионального
образования педагогов отражены в таблице.
Наименование программ дополнительного
профессионального образования
Организация образовательного процесса в соответствии
с обновленными ФГОС (НОО/ООО/СОО)
Профессиональная переподготовка
Функциональная грамотность

2021г.

2022г.

5 человек

30 человек

2 человека
7 человек

3 человека
8 человек
10

Оценивание ответов на задания Всероссийских
проверочных работ
Методические вопросы подготовки обучающихся к
государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)

14 человек

-

-

4 человека

Таким образом, количество педагогов, прошедших обучение по
дополнительным образовательным программам в 2022 году возросло на 60 %.
Педагоги ежегодно повышают свой профессионализм, в том числе
посредством участия в различных конкурсах профессионального мастерства.
Профессиональные конкурсы
2021г.
2022г.

Количество
участников
20 (в т.ч. 2
команды)
24 (в т.ч. 2
команды)

Количество
победителей
2
4

Количество
призеров/лауреатов
1 чел
1 команда (5 чел)
6

Количество
финалистов
2
2

Административные работники также являются активными участниками
профессиональных конкурсов.
Профессиональные конкурсы с участием управленческих работников
школы
Год
2021

2021

2022

2022

2022

Наименование конкурса
Участники
Результат
Городские профессиональные конкурсы
Городской конкурс профессиональноКоманда:
Лауреаты
педагогического
мастерства
Директор
«Признание»
Заместитель
директора
Руководитель
«Точки роста»
2 педагога
Отраслевые профессиональные конкурсы
Конкурс муниципалитетов на право
Команда:
Участники
проведения
мероприятий
для
Директор
талантливых детей городов-участников
Заместитель
проекта «Школа Росатома» (в составе
директора
управленческой команды Управления Руководитель
образования и школ)
«Точки роста»
Конкурс муниципалитетов на право
Команда:
Участники
проведения
мероприятий
для
Директор
талантливых детей городов-участников
Заместитель
проекта «Школа Росатома» (в составе
директора
управленческой команды Управления
образования и школ)
Всероссийские профессиональные конкурсы
Всероссийский
профессиональный
Команда:
Участники
конкурс «Флагманы образования»
Директор
Заместители
директора
Педагог
«Флагманы
образования.
Директор
Победитель полуфинала
Муниципалитет»
в составе команды
11

Результаты участия педагогов МБОУ СОШ № 75 в профессиональных
конкурсах отражены в таблице.
Профессиональные конкурсы педагогических работников
Год
2022

2021

2022

2022

2021
2021

2021

2022
2022
2022
2022

2021

2021

2022
2022

Наименование конкурса

Количество
Результат
участников
Городские профессиональные конкурсы
Городской
конкурс
профессионально- 1 человек
3 место
педагогического мастерства «Признание»
Отраслевые профессиональные конкурсы
Конкурс учителей, владеющих эффективными 1 человек
Финалист
технологиями реализации ФГОС уровней общего
образования в рамках реализации проекта «Школа
Росатома»
Конкурс
учителей,
владеющих
в
рамках 1 человек
Участник
преподаваемых
предметов
эффективными
технологиями
формирования
у
учащихся
функциональной грамотности
Конкурс вожатых, реализующих дополнительные 1 человек
Финалист
общеразвивающие программы в соответствии с
ключевыми
принципами
организации
Междунарожных умных каникул со «Школой
Росатома»
Областные и региональные профессиональные конкурсы
Межрегиональный конкурс «Медиапедагог года»
1 человек
Финалист
Региональный
этап
II
Всероссийского 1 человек
3 место
дистанционного
конкурса
среди
классных
руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий Свердловской области
Региональный конкурс образовательных программ 2 человека Победитель
по работе с одаренными детьми
«Развиваем
Участник
таланты!»
Областной конкурс «Воспитать человека»
1 человек
Финалист
Региональный конкурс лучших педагогических 3 человека
2 место
практик в области воспитания
2 участника
Областной конкурс «Мастер-наставник»
1 человек
Финалист
XVII областной конкурс «Лучший преподаватель – 1 человек
3 место
организатор ОБЖ (БЖД) в Свердловской области в
2022 году
Всероссийские профессиональные конкурсы
Всероссийский конкурс методических разработок по 1 человек
Победитель
приобщению детей и молодёжи к истории и культуре
малой Родины
Всероссийский дистанционный конкурс среди
6 человек
Участники
классных руководителей на лучшие методические
разработки воспитательных мероприятий
XXV
Всероссийский
конкурс
педагогов 1 человек
Победитель
«Образовательный потенциал России»
Заочный этап XIX Всероссийского конкурса 1 человек
Участник
молодежных авторских проектов и проектов сфере
образования,
направленных
на
социально12

2022
2022
2022

экономическое развитие российских территорий,
«Моя страна – моя Россия»
Всероссийский конкурс «Навигаторы детства»
Всероссийский
конкурс
лучших
практик
наставничества
Участник конкурса по выявлению лучшего
педагогического
опыта,
направленного
на
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
у
подрастающего
поколения
Всероссийской просветительской экспедиции «От
Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности»

3 человека
2 человека
(команда)
1 человек

3
победителя
2 место
Участник

В тоже время, педагоги активно распространяют свой педагогический
опыт на методических мероприятиях различного уровня.
Распространение профессионального опыта педагогическими
работниками
Год
2021

2021

2021

2022

2022

2022

Место проведения мероприятия
Тема
XXII
Всероссийская
научнопрактическая
конференция
«Патриотическое воспитание детей и
молодежи:
опыт,
проблемы,
перспективы» г.Серов
ГАОУ ДПО СО «Институт развития
образования».
«Лучшие педагогические практики по
выявлению, поддержке и развитию
способностей детей и молодежи в
Свердловской области»
ГАУ
СО
«Центр
оценки
профессионального
мастерства
и
квалификации педагогов». «Лучшие
методические
разработки
воспитательных
мероприятий
Свердловской области»
XXIII
Всероссийская
научнопрактическая
конференция
«Инклюзивное образование», г. Серов

Представление опыта, выступление с
докладом, публикация
Выступление с докладом. Система
воспитательной
работы
классного
руководителя.
Публикация статьи
Публикация
в
сборнике
лучших
педагогических практик по выявлению,
поддержке и развитию способностей детей
и молодежи
Публикация в сборнике методических
разработок воспитательных мероприятий
классных руководителей Свердловской
области

Выступление с докладом. Статья «Система
работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья». Публикация
статьи
Стажировка в рамках регионального Педагоги
школы
организаторы
проекта «Образовательный тур»:
стажировки
«Использование Квест – игры как
событийной технологии воспитания
школьников»
Центр
непрерывного
повышения Выступление с докладом «Система
профессионального
мастерства наставнической работы с элементами
педагогических работников «Учитель реверсивного наставничества»
будущего». Практики наставничества.
Г. Екатеринбург

13

2022

2022

2022

Центр
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических работников «Учитель
будущего», г. Екатеринбург,
Всероссийская научно-практическая
конференция
с
международным
участием
«Наставничество
в
образовании», г. Екатеринбург, 2022г.
Центр
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических работников «Учитель
будущего», г. Екатеринбург.
«Лучшие педагогические практики в
области воспитания»

Педагог школы - спикер в работе мастеркласса
«Гражданско-патриотическое
воспитание школьников»
Выступление
с докладом «Программа
наставнической
работы
«Успешен
каждый»
Профессиональный
видеоролик
педагогической
практики
в
сфере
воспитания на сайте Центра непрерывного
повышения профессионального мастерства
педагогических работников «Учитель
будущего», г. Екатеринбург.

14

Раздел
3.
Психолого-педагогические
условия
реализации
образовательных программ
Реализация основных общеобразовательных программ предполагает
программу коррекционной работы на всех уровнях общего образования. В
составе педагогического коллектива школы имеется педагог-психолог,
учитель-логопед,
тьютор.
Организация
психолого-педагогического
сопровождения реализации общеобразовательных программ организована в
соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными
актами, размещенными на сайте школы: Положением о психологопедагогическом консилиуме МБОУ СОШ № 75, утвержденном приказом от
26.08.2022 № 80, Положением об инклюзивном образовании обучающихся в
МБОУ СОШ № 75, утвержденном приказом от 30.08.2019 № 236, Положением
о школьной службе медиации, утвержденном приказом от 07.12.2016 № 59,
Положением о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушениях
несовершеннолетних МБОУ СОШ № 75.
В школе реализуются адаптированные образовательные программы
начального общего образования (вариант 5.1, 7.1, 7.2) – 26 человек, основного
общего образования (вариант 5) - 2 человека. Реализация данных программ
происходит при непосредственном участии педагога-психолога и учителялогопеда, а, следовательно, увеличивается нагрузка на специалистов по
причине большого количества учащихся, выведенных на обучение по
адаптированным общеобразовательным программам на уровне начального и
основного общего образования (1-5 классы) – 28 человек.
Основные направления работы педагога-психолога в рамках
сопровождения основных образовательных программ:
 Психолого-педагогическая диагностика.
 Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
 Развитие познавательных способностей.
 Психологическое просвещение учащихся и родителей.
 Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Основные виды работы:
 Психопрофилактика (предупреждение возможных осложнений в связи
с переходом учащихся на следующую возрастную ступень –
преемственность; обеспечение решения проблем, связанных с
обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей, при
подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ);
 Психологическое консультирование (помощь в решении проблем, с
которыми обращаются учителя, учащиеся, родители);
 Психологическая диагностика (выявление особенностей психического
развития ребенка, сформированности определенных психологических
новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков, коммуникативных, личностных и межличностных
образований возрастным ориентирам и требованиям общества - УУД);
 Коррекционно-развивающая работа (осуществление индивидуальной
15

психологической помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей
психофизиологических особенностей развития и индивидуальных
возможностей, разработка программы коррекционно-развивающей
работы составление долговременного плана развития способностей
или других психологических образований);
 Экспертно-методическая работа (формулировка заключения об
основных характеристиках изучавшихся компонентов психического
развития или формирования личности школьника (постановка
психологического диагноза).
Цифровые данные работы психолого-педагогической работы:
1

Количество педагогов-психологов в штатном расписании МБОУ
СОШ № 75
Количество
человеко-часов
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся:
- с низкой познавательной мотивацией
- из семей, находящихся в сложных социальных условиях
- состоящих на специальном учете
- нуждающихся в психолого-педагогических консультациях по
медицинским показаниям
- нуждающихся в помощи по вопросам профессионального
самоопределения

1 шт.ед.

31чел./ 126ч.
13 чел./ 22 ч.
13 чел./ 36 ч.
45чел./ 251ч.
6 чел./ 6 ч.

В соответствии с обновленными ФГОС, расширяются показатели
мониторинга метапредметных результатов, в том числе универсальных
учебных
действий,
направление
профориентация,
сопровождение
индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождение учащихся,
состоящих на разных видах учета, что несет огромную дополнительную
нагрузку на педагога-психолога и учителя-логопеда, отсюда встает вопрос о
необходимости дополнительных ставок педагога-психолога и учителялогопеда.

16

Раздел
4.
Материально-технические
условия
реализации
образовательных программ
Необходимым
условием
развивающего
функционирования
образовательной организации является дальнейшее совершенствование
материально - технического обеспечения современным учебным и спортивным
оборудованием, информационно - техническими средствами, что должно
способствовать качественному решению задач, которые стоят перед МБОУ
СОШ № 75.
Для организации учебно-воспитательного процесса, досуга и творчества
учащихся созданы необходимые материально – технические условия.
Школа расположена в одном здании, общая площадь которого составляет
5099,9 м2. Общая площадь земельного участка составляет 29711 м2.
Имеются все виды благоустройства. Образовательное учреждение
оснащено современной пожарной сигнализацией, имеются дымовые
извещатели, «тревожная кнопка», СКУД, система охранной сигнализации по
периметру
территории
образовательного
учреждения
установлены
видеокамеры.
В пользовании участников образовательного процесса находятся:
 37 классных комнат, из которых:
 37
оснащены персональными компьютерами, проекторами,
принтерами;
 27 оснащены интерактивными досками;
 4 оснащены мобильными классами;
 кабинет физики оснащён лабораториями: ГИА-лаборатория (9 класс),
ЕГЭ-лаборатория (11 класс);
 2 оборудованных кабинета информатики;
 2 кабинета центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» (кабинет технологии, кабинет проектной деятельности);
 логопедический кабинет;
 кабинет педагога-психолога;
 1 актовый зал;
 1 спортивный зал;
 1 спортивная площадка (оборудованная в 2022 году);
 стадион с беговой дорожкой, футбольным полем, баскетбольной и
волейбольной площадками;
 1 медицинский кабинет;
 столовая на 250 посадочных мест.
Школа ведет большую работу по информатизации образовательного
процесса, внедрение элементов дистанционных образовательных технологий, а
также внедрения автоматизации в образовательный процесс.
Оборудование учебных помещений соответствует заявленным видам
образовательной деятельности. Всего в школе имеется и используется в
учебной, воспитательной и административно-управленческой деятельности:
214 компьютеров, в том числе ноутбуки, ученические нетбуки – 112, МФУ – 51,
копировально – множительной техники – 1 единиц, принтеров – 49 сканеров –
17

12, мультимедийных проекторов - 57, интерактивных досок - 27, музыкальных
центров - 7, радиомикрофонов – 5, видеокамер – 7, настольных документ-камер
-10, смартпанель – 1; система для видеоконференций – 1, 3D принтер - 1,
сетевые концентраторы – 3, WiFi роутеры - 5, наборы для робототехники – 12,
роботизированная рука – 1, манекены для оказания первой помощи, шахматные
наборы – 9, настенные шахматы – 1, напольные большие шахматы – 1,
квадракоптеры – 3, Геоскан набор – 1 (5шт), смартфон – 1, мобильные тележки
для ноутбуков – 5, ручной электроинструмент, настольные станки для
изготовления моделей.
На всех компьютерах установлено лицензионное программное
обеспечение, имеются программные обучающие продукты свободного
распространения.
Максимальная скорость доступа к сети Интернет составляет 100
Мбит/сек. и выше. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется через
провайдера Ростелеком со встроенной системой контент-фильтрацией.
В школе создана и функционирует локальная сеть, доступ к которой
имеется со всех персональных компьютеров педагогов. Учащиеся, их родители
и педагогические работники школы являются активными пользователями АИС
«Сетевой город».
Школа имеет официальный сайт в сети Интернет, который регулярно
обновляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», электронная почта.
Большое
внимание
уделяется
физкультурно-оздоровительной
деятельности. В школе имеется спортивный зал, стадион с беговыми
дорожками, футбольным полем, баскетбольной площадкой. В школе с 2020
года работает школьный спортивный клуб. На уровне основного общего
образования в течение 5 лет обучение ведется предмет Основы безопасности
жизнедеятельности.
Ежегодно все учащиеся проходят медицинские осмотры, так в 2022 году
медосмотр прошли 880 учащихся школы.
Все учащиеся МБОУ СОШ № 75 имеют возможность получать
качественное горячее питание в школьной столовой.
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста», включающий кабинет технологии, кабинет проектной деятельности
дает возможности для организации проектно-исследовательской деятельности
учащихся на всех уровнях образования.
На базе центра «Точка роста» реализуются общеобразовательные
программы и программы дополнительного образования.
В 2022 году в школе был оборудован и открыт Центр детских инициатив,
на базе которого функционируют органы ученического самоуправления «Совет
старшеклассников», а также первичная ячейка РДШ и РДДМ, волонтерский
отряд «Добрый город». Актовый зал школы также активно используется для
организации и проведения внеклассных мероприятий, занятий внеурочной
деятельности.
18

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на
современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися.
Материально-технические условия МБОУ СОШ № 75 обеспечивают:
1. Возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований
к результатам освоения основных образовательных программ.
2. Соблюдение требований безопасной организации образовательной
деятельности:
 требований к санитарно-бытовым условиям;
 требований к социально-бытовым условиям;
 строительных норм и правил;
 требований пожарной и электробезопасности;
 требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
 требований к организации безопасной эксплуатации улично дорожной сети и технических средств организации дорожного
движения в местах расположения организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
 требований к организации безопасной эксплуатации спортивных
сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
 своевременных сроков и объемов текущего и капитального ремонта.

19

Раздел 5. Информационно-методическое и учебно-методическое
обеспечение
Информационная открытость образовательной организации одно из
важных условий функционирования образовательной организации в
современных условиях. Одним из инструментов информационной открытости
МБОУ СОШ № 75 является официальный сайт https://75lesnoy.uralschool.ru/
Структура официального сайта полностью соответствует требованиям
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», и Приказу Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 года № 831 «Об
утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату представления информации».
Еще одним информационным ресурсом МБОУ СОШ № 75 является
официальная
группа
в
социальной
сети
«ВКонтакте»
https://vk.com/club171667966
Кроме того, АИС «Сетевой город» http://edu-lesnoy.ru:81/ позволяет
оперативно информировать учащихся, родителей (законных представителей),
педагогов об успеваемости, посещаемости и других актуальных вопросах
образовательного процесса в ежедневном режиме.
К числу информационно-методических условий относятся также
цифровые образовательные ресурсы, используемые в МБОУ СОШ № 75. Это
цифровые платформы (ресурсы): Сферум (https://sferum.ru/), Российская
электронная школа (https://resh.edu.ru/), Якласс (https://www.yaklass.ru/),
ЯндексУчебник (https://education.yandex.ru), Учи.ру (https://uchi.ru/), Инфоурок
(https://infourok.ru/) и другие.
Обучение для 2-4, 6-9, 10-11 классов организовано в соответствии с
основными образовательными программами НОО, ООО, СОО, составленными
в соответствии с ФГОС. Основные образовательные программы для 1, 5 классов
составлены в соответствии с обновленными ФГОС, утвержденными в 2021
году.
Одним из важных условий реализации основных образовательных
программ является обеспеченность образовательного процесса учебными и
учебно-методическими пособиями. В 2022 году в школьной библиотеке
произведена ревизия и все устаревшие, подлежащие списанию учебники и
учебно-методические пособия списаны. Все приобретаемые учебники
соответствуют Федеральному перечню учебников 2022 года, используемые
учебники соответствуют Федеральным перечням учебников предыдущих годов
и допущены к использованию до 2024 года. На балансе школы состоит 51 462
экземпляра печатных изданий, из них 30477 экземпляров учебники и учебные
пособия, 20 425 экземпляров художественная литература. В 2022 году на баланс
поступило 764 печатных экземпляра.
Школьная библиотека имеет читальный зал, оборудованный 25 рабочими
местами, 1 АРМ с выходом в сеть Интернет.
20

Раздел 6. Образовательные достижения обучающихся
Образовательные результаты по итогам 2021-2022 учебного года
По безотметочной системе обучалось 78 чел. (первоклассники), в том
числе по адаптированным ООП обучается 4 человек, все 78 чел. переведены во
2 класс.
Доля хорошистов и отличников в 2021-2022 уч.г. составляет 46,9%, что
выше прошлогоднего результата на 3,2%, чем в 2021 году (2020-2021: 43,7%).

Процент качества
"хорошисты"+"отличники"
49,7

50,7

51,4

52,9

54,5

59,1
43,7

46,9

Количество отличников – 60 чел., что составляет 6,7%.
В 2021-2022 уч.г. награждены медалями «За особые успехи в учении»
1.
2.

Класс
11а
11б

ФИО
Букирев Владислав
Соколова Полина

Классный руководитель
Бесолова Э.Ф.
Рассохин Ф.В.

Аттестат об основном общем образовании с отличием получила Дьячкова
Ксения, выпускница 9а класса, классный руководитель Черепахина Т.Ю.
Доля учащихся, обучающихся на «4» и «5», соответствует результатам
прошлых лет и составляет 40,3%, что ниже среднего показателя по городу
(44,4%). В том числе, 12 из них имеют одну оценку «4», происходит увеличение
таких учащихся по сравнению с прошлым годом, (2021- 10). На уровне НОО
обучения одну «4» имеют 7 учеников, что соответствует показателям прошлого
года.
Число хорошистов (без отличников) – 356 чел.: НОО – 160, ООО – 180,
СОО – 16.

21

Количество "хорошистов"
30%
25%

2014-2015
2015-2016

20%

2016-2017
2017-2018

15%

2018-2019
10%

2019-2020
2020-2021

5%

2021-2022

0%
НОО

ООО

СОО

С одной «3» учебный год закончили 67 учащихся – 7,5% (2012- 6,4%), из
них на уровне НОО – 26 (2021- 23), ООО – 29 (2021- 28), СОО – 12 (2021-8).
Результаты по школе ниже результатов 2021 года.
Не успевают – 26 чел. – 2,9% (19 – имеют академическую задолженность,
5 – не допущены к ГИА по ООП ООО), по городу 1,6%. Успеваемость – 97%,
что на 0,2 % ниже, чем в 2021.
На повторное обучение оставлены 8 человек.
Таким образом, качество образования в 2021-2022 уч.г. на разных уровнях
образования составило:
Уровень образования
Успеваемость
Качество обучения
НОО
99%
69%
ООО
96%
45%
СОО
96%
29%
Показатель по школе
97%
51%

22

Результаты ГИА 2022 в форме ОГЭ
Предмет
Английский язык
Биология
География
Информатика
История
Литература
Математика
Обществознание
Русский язык
Физика
Химия

Количество
неуспешных
результатов
0
1
0
4
0
0
8
2
1
0
0

МБОУ
СОШ № 75
3
3,3
3,98
3,75
3,25
4
3,52
3,6
4,07
3,7
4,2

Средний балл
Г. Лесной
Свердловская обл.
4
3,63
3,84
3,72
3,36
4,38
3,62
3,47
4,07
3,43
4,3

4,09
3,37
3,7
3,64
3,44
4,01
3,4
3,37
3,94
3,65
3,99

Результаты ОГЭ 2022 года представлены в таблице. Снижение средних
баллов по некоторым предметам, в том числе по математике (в течение трех лет
результат был стабилен.
16 учащихся с экзаменом с первого раза не справились, исправили свои
результаты в резервные сроки в июне и сентябре.
Результаты ГИА 2022 в форме ЕГЭ
Результаты ЕГЭ по русскому языку

64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
67,7
70,5
59,3
67,3
66,7
79,7
69,6
70,9
66,3
72,6
54,3
70
69,6
71,1
71,5
66,5
76,9
79,1
68,9
72,5

2021
67,9
61,2
75,3
72,6
65,2
59
67,8
74,2
74,9
70,6

2022
71,5
59,6
66,9
77,3
62,4
49,9
66,7
76,4
77,6
66,9

Количество
2019
2020
39
24
15
10
27
16
21
15
22
13
21
2
48
35
50
42
55
47
298
204

2021
36
8
17
32
12
15
36
43
48
247

2022
23
8
22
15
13
33
38
45
42
239

Результаты ЕГЭ по предмету ниже, чем в прошлом году на 1,1 балла и
сопоставимы со среднегородским результатами по городу.
Результаты ЕГЭ по математике (профильный уровень)
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
57,4
57,4
53,5
36
65,1
67,7
57,1
51,6
48,9
65,3
50
33
55,4
64,3
61,7
61,9
67,8
70,2
60,6
62,3

2021
54,6
43,5
61,5
58,8
49,7
52
62,4
60,9
66,6
59,7

2022
60,4
34
51,4
64,6
49,2
48
55,6
74,3
67,6
61,3

Количество
2019
2020
14
19
4
6
13
8
11
8
12
11
1
1
26
26
36
31
42
32
159
142

2021
22
4
11
24
9
8
20
32
34
164

2022
10
6
10
8
5
3
21
23
24
110

23

Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня также ниже на 6,8
балла, чем в прошлом году, ниже, чем среднегородский показатель на 5,7 балла.
Результаты ЕГЭ по обществознанию
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
48,9
61,5
52
59,3
54,6
65,5
56,4
56,8
55,4
59,6
50,5
59
54,9
54,1
63
55
61,5
65,9
57,1
60

2021
62
40
58,8
49
60,3
53
48,7
58,8
66,6
58,4

2022
74,4
49,3
54,3
71
49
44
69
67,3
69,3
64,5

Количество
2019
2020
15
8
9
3
11
8
8
5
9
6
4
2
21
9
25
19
22
19
124
79

2021
18
5
7
9
3
5
10
19
27
103

2022
14
3
9
2
4
5
6
16
16
75

Результаты ЕГЭ выше прошлогоднего результата на 20,3 и выше среднего
по городу на 4,5 балла.
Результаты ЕГЭ по физике
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
50
49,1
50,3
49,7
56
53,5
48,3
58,5
43,3
46,8
41,3
58,4
56,6
49
63,6
64,8
53,8
54,5

2021
47,8
41,5
49,6
50,4
32
38,7
52,3
53,7
65,4
52,6

2022
41,5
29,3
49,5
67,3
40,3
43
54,7
57,7
67
54,3

Количество
2019
2020
8
10
3
4
4
4
7
4
6
6
0
0
9
12
13
14
21
13
71
67

2021
5
2
5
11
2
3
9
18
12
67

2022
2
3
8
4
3
1
6
7
9
43

Результаты ЕГЭ по физике выше на 2,4 балла, чем в прошлом году, на
уровне среднего результата по городу.
Результаты ЕГЭ по биологии
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
56,7
57
26,5
51,6
51,3
55,2
86
44,7
60,3
46
36
53,3
52,6
59,1
45
61,8
54,7
55,1
51,1

2021
51,5
70
37,2
42,5
31,8
42,2
60,2
57,9
49,2

2022
59,2
52
73
29,7
60,5
75,6
55,7
63,9

Количество
2019
2020
6
3
2
3
3
2
1
4
3
1
3
0
10
10
7
6
9
7
44
36

2021
4
0
1
4
2
5
10
5
11
42

2022
5
0
5
1
3
0
6
9
6
35

Результаты ЕГЭ по биологии ниже средних по городу, на 3,4 баллов,
выше результатов прошлого года на 18,3.
Результаты ЕГЭ по истории
24

Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
63,7
62
56,7
41,5
62
62,5
54,5
54,3
42
44,5
49,2
64,5
68,9
64
60,7
66,7
58,1
61,4

2021
58,2
34
57
56
49,4
64,7
53,2

2022
38
55
90
50
59,3
67
59,9

Количество
2019
2020
6
1
3
2
1
4
0
2
3
1
2
0
12
2
8
7
6
8
41
27

2021
6
1
0
1
0
0
2
5
11
26

2022
5
0
2
0
1
0
3
6
5
22

Результаты ЕГЭ по истории ниже средних баллов по городу, ниже
результатов прошлого года на 6 баллов.
Результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
49
14
23,5
47,7
66
48,9
40
42
52
51,2
70,3
66,6
71,6
70,8
78,2
58,3
63,1

2021
59
45
67,7
66,9
54
27
54,4
76,9
57,7
56,5

2022
59,3
46
63,2
61
40,5
20
55,7
72,7
66,5
61,8

Количество
2019
2020
6
1
0
2
3
3
7
3
1
6
0
0
6
7
9
8
11
9
43
39

2021
8
2
3
8
5
1
9
9
11
56

2022
3
1
5
6
2
1
11
10
13
52

Результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ выше результатов прошлого года
на 1,3 балла и ниже средних по городу.
Результаты ЕГЭ по химии
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
95
64
52
80,5
52
95
67,6
46,5
23
63,2
60,6
62,2
36
63
53,7
63,7
57,5

2021
35,3
78
68
27
64
58
66,6
56,7

2022
52
51,5
63
27
62,7
76,4
63,8
63

Количество
2019
2020
1
4
0
2
2
2
1
3
2
0
1
0
10
8
5
1
16
10
38
30

2021
3
0
1
1
1
0
7
5
10
28

2022
1
0
2
2
1
0
10
5
8
29

Результаты ЕГЭ по химии ниже результатов прошлого года на 1,3,
сопоставим со средним баллом по городу.
Результаты ЕГЭ по английскому языку
Школа
64
67
71
72

Средний балл
2019
2020
60
84
40
58
69
62
69

2021
17
52
85

2022
76,5
69
84
65

Количество
2019
2020
3
1
0
1
2
1
1
1

2021
0
1
1
1

2022
2
1
2
1

25

73
74
75
76
Лицей
Итого

67,3
69,5
77,7
66,9

80,5
73
67
76,6
74,1
72,6

72
29
41,5
52
78,2
53,3

50
89
89,7
79,3

0
0
3
4
3
16

2
1
2
3
8
20

1
1
2
1
4
12

0
0
1
2
3
12

Результаты выше прошлогодних и ниже, чем средний балл по городу.
Результаты ЕГЭ по литературе
Школа
64
67
71
72
73
74
75
76
Лицей
Итого

Средний балл
2019
2020
63
76
72
88,5
94
65,5
94
67
58
87
87
61,6
70,5
84,2
75,1
76,7

2021
69
66
54
72,7
70,5
69,3
90,5
70,3

2022
63
57
54
55,8
61,8
57,3
58,3

Количество
2019
2020
1
2
2
0
2
1
2
1
2
1
0
0
2
0
1
3
2
4
14
12

2021
3
0
2
1
1
0
2
3
2
14

2022

Результаты ниже среднего балла по городу.
Результаты исследования функциональной грамотности
по модели PISA
В 2021-2022 учебном году 45 учащихся школы приняли участие в
исследовании образовательных достижений обучающихся по модели PISA - это
международное сопоставительное исследование качества образования, в
рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15
лет. Особое внимание уделяется математической, читательской, естественнонаучной грамотности. Результаты данного исследования были подведены в мае
2022 года. Уровень овладения навыками функциональной грамотности у
обучающихся школы по 1000-балльной шкале:
1.
Средний балл читательской грамотности– 476, что сопоставимо с
средним показателем по РФ;
2.
Средний балл по математической грамотности - 470, что ниже
результатов по РФ;
3.
Средний балл по естественно-научной грамотности – 458, что
сопоставимо со средним результатом по РФ.
Исходя из контекстных данных, которые давали о себе учащиеся:
 школа признана без выраженных признаков риска;
 доля резильентных учащихся 2,2%;
 доля учащихся, отметивших непродуктивную атмосферу на уроках
6,7%;
 доля учащихся, с высокой мотивацией к изучению математики 6,7%;
 доля учащихся с высоким уровнем индекса читательских стратегий
17,8%.
26

К сожалению, это только 2 уровень освоения функциональной
грамотности школьников из 6 возможных уровней.
Внеурочная деятельность школьников встроена в общий план
воспитательной работы школы, которая отражает основные направления
развития системы образования в РФ:
Успех каждого школьника. Работа с одаренными детьми.
Ученики школы – победители и призёры олимпиад и научнопрактических конференций различного уровня: всероссийского конкурса
«Большая перемена», отраслевой физико-математической олимпиады
школьников «Росатом», отраслевого мероприятия проекта «Школа Росатома»
«Школа проектов», международного инженерного чемпионата «CASE-IN»,
Всероссийского конкурса по прототипированию «Полет инженерных идей»,
Всероссийского форума исследовательских и творческих работ «Мы – гордость
Родины», окружного конкурса технического творчества, экспериментальных
исследований «Юный инженер», всероссийского конкурса с международным
участием «Спутник», всероссийского конкурса подростковых медиаработ
"Диалог поколений". В 2020 году на базе МБОУ СОШ № 75 создан Центр
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в котором
реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы
цифрового,
естественнонаучного,
технического,
гуманитарного
и
социокультурного профилей. В 2022 году центр образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» совместно с ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» реализовали программу дополнительного образования «VRMAKER». На базе «Точка роста» проходил муниципальный этап инженерного
форума «Энергия мечты» проекта «Школа Росатом», городская научнопрактическая конференция, городской шахматный турнир для школьников
«Белая ладья» и шахматный турнир среди курсантов местного отделения
ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
В 2022 году центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» реализовывал следующие дополнительные образовательные
программы:
«Робототехника» - 1-4 классы
«Трехмерное моделирование и прототипирование» - 5-8 классы
«Электроника» - 6-8 классы
«Беспилотные летательные объекты» - 7-9 классы
«Робототехника» - 5-11 классы
«Медиашкола» - 6-11 классы.
Внеурочная деятельность осуществлялась также через работу школьного
спортивного клуба и работу кружков:
«Русский язык с увлечением» 1-4 классы
«Решение олимпиадных задач» 5,6,8,10 классы
«Занимательный английский» - 3 классы
«Разговорный английский» - 8 классы
27

«Фитнес» - 10 классы
«Спортивные игры» - 9-11 классы
ЮИД «Светофор» - 4 класс
«Колесница» - 6 класс
Направление работы наставничество среди учащихся также развивается.
Форма наставничества ученик-ученик:
 «успевающий - неуспевающий» реализуется как на уровне класса, так
и на уровне старший - младшему.
 «равный – равному» - реализуется преимущественно в форме
«подросток – группа наставляемых».
Результатом работы наставников-учеников стали: повышение
успеваемости и улучшение психоэмоционального климата в классе, а также
рост вовлеченности обучающихся во все культурные, образовательные,
социальные процессы жизни школы.
Форма наставничества

Ученик-ученик
(индивидуальная работа)
Ученик-ученик
(индивидуальная и
групповая работа)

Форма работы

Количество
наставников
(взрослых)наставляемые
Успешный
ученик10
слабоуспевающий
ученик
Обмен
навыками
26
взаимная
поддержка,
активная
внеурочная
деятельность

Количество
наставляемых

15

355

Работает в школе добровольческий отряд «Добрый город». В его состав
входят 20 человек. Основные направления деятельности: социокультурное,
просветительское, организация благотворительных акции.
Отряд инициирует и проводит акции: «Давайте делать добрые дела»,
помощь приюту для бездомных животных «Ковчег», «10 000 добрых дел»,
«Диктант Победы» и др. Уже не первый год школа участвует во всероссийском
конкурсе «Доброволец-ПРО». Члены волонтерского отряда проводят беседы
для учащихся начальной школы и среднего звена на основе материалов
всероссийской общественной организации «Общее дело». В 2022 году члены
волонтерского отряда провели мастер-класс для учащихся города, участников
проекта. Участники волонтерского отряда приняли активное участие в
организации голосования за «Комфортную городскую среду». В 2022 году
проведены 10 социальных акций. Эффекты волонтерской деятельности:
самореализация, личностный рост, профориентация. В МБОУ СОШ № 75
ведется индивидуальный учет образовательных результатов обучающихся.
Профориентация. Профессиональное самоопределение.
Подготовка обучающихся к самостоятельному осознанному выбору
профессии является обязательной частью гармоничного развития личности,
поэтому интегрирована в образовательный процесс. В 2022 году были
проведены следующие основные мероприятия, направленные на
профориентацию:
 Проект «Профессии наших родителей» (1-4 классы);
28

 Участие Всероссийский конкурс «Большая перемена»;
 Участие в проекте по ранней профессиональной

ориентации

школьников «Билет в будущее»;
 Участие в открытых онлайн - уроках, реализуемых с учетом опыта
цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ»;
 Просветительское
мероприятие
«Навигатор
поступления»
организатор - MAXIMUM Educatio;
 Областное родительское собрание «Все секреты поступления в вуз»;
 Участие в мастер-классе преподавателей и студентов Исовского
геологоразведочного техникума;
 Участие в Днях открытых дверей ТИ НИЯУ МИФИ, ГАПОУ СО им
О.Терешкина;
 Участи е в городском мероприятии «Профессиональный навигатор»,
проводимый на базе МБОУ СОШ № 74»;
 Поездки и экскурсии профориентационной направленности (Н-Тагил Уралвагонзавод; Екатеринбург - Центр атомной энергетики, Верхняя
Пышма – Кванториум, Нижняя Тура – Хлебозавод и др).
Традиционно выпускники МБОУ СОШ № 75 продолжают обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования.
1

2

Выпускники 11 классов
закончили всего
поступили в вузы всего
поступили на:
- гуманитарные специальности
- технические специальности,
в том числе
- институты Росатома
- МИФИ (Москва)
- МИФИ (Лесной)
- военные специальности
- медицинские специальности
- педагогические специальности
поступили в техникумы и колледжи
трудоустроены
не трудоустроены
служба в армии
Выпускники 9 классов
закончили всего
зачислены в 10 класс своей и других школы
поступили в техникумы и колледжи (кол-во и %)
трудоустроены (кол-во и %)
не трудоустроены (кол-во и %)
не прошли ГИА

2021
44
44
20/ 45,4%

2022
38
38
27/ 71%

4/ 20%
12/ 60%

6/ 22%
15/ 56%
5/ 19%

3/ 15%
3/ 15%
1/ 2%
0
15/ 34%
5/ 11,3%
1/ 2,2%
1/ 2,2%
91
88/ 96,7%
40/ 45,4%
42 /48%
0
3/ 3,4%
3

5/ 19%
0/0%
3/11%
1/ 4%
8/21%
5/13%
91
88/ 96,7%
39/ 44,3%
46/ 52,2%
1/ 1,1%
2/ 2,2%
3

29

Раздел 7. Управление развитием. Функционирование ВСОКО
Целью внутренней системы оценки качества образования является:
- совершенствование основной деятельности Учреждения, в т.ч.
улучшение/ повышение качества образования;
- повышение профессионального уровня педагогических работников.
Виды контроля применяемые во ВСОКО: административный,
персональный, ведение документации, классно-обобщающий, тематический,
предметный.
Субъектами и объектами анализа являются:
1. Деятельность ученика
2. Деятельность учителя
3. Деятельность школы
Система оценки качества предполагает оценку:
 Условий (или качество ресурсов, условий: программно-методических,
организационных, кадровых, информационных, материальнотехнических)
 Процесса (образовательного процесса, т.е. процесса обучения и
воспитания, и процесса управления)
 Результатов (учащихся, педагогов и школы).
Используемые процедуры оценки качества образования: итоговая
аттестация, диагностические контрольные работы (ДКР), репетиционные
тестирования (РТ), Всероссийские проверочные работы (ВПР), промежуточная
аттестация (ПА). Перечень классов и предметов, выходящих на
промежуточную аттестацию в качестве отдельной оценочной процедуры,
ежегодно рассматривается педагогическим советом и утверждается приказом.
Процедуры, предусматривающие участие общественных наблюдателей:
ВПР, ПА.
Формы итогового контроля:
 оценочные процедуры;
 контроль техники чтения;
 комплексные контрольные работы
 всероссийские проверочные работы
 государственная итоговая аттестация
 четвертная, полугодовая, годовая аттестация.
Методы диагностики освоения образовательной программы включают:
социально-педагогическую диагностику:
 социальный статус семьи;
 состав семьи;
 наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;
 необходимость оказания различных видов необходимой помощи.
медицинскую диагностику: уровень здоровья ребенка.
логопедическую диагностику: уровень развития речи.
психологическую диагностику:
 сформированность произвольности психических процессов;
 развитие мышления (владение приемами понятийного мышления,
30

способность к установлению причинно-следственных связей между
изучаемыми учебными понятиями);
 уровень сформированности мыслительных процессов (памяти,
внимания, восприятия);
 уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной
тревожности, учебной мотивации;
 уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий
между требованиями педагогов и возможностями подростка);
 уровень учебной мотивации;
 включенность учащихся в деятельность и общение (эмоциональноположительное восприятие подростком системы своих отношений со
сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие
своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);
 отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие
подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих
отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его
автономность);
 отношение к себе (позитивная «Я - концепция», устойчивая адекватная
самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение
адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);
 определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие
и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний,
умение ставить и достигать конкретные цели самообразования,
интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к
использованию результатов учебной работы социально-значимых
формах деятельности).
педагогическую диагностику:
 сформированность важнейших учебных действий;
 уровень активности, самостоятельности в учебной работе,
самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;
 развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование
речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас
устной речи);
 умственная работоспособность и темп учебной деятельности
(сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к
учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем
классом);
 взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых
отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к
учителям, способность к установлению межличностных отношений с
учителем);
 предметные и личностные достижения;
 затруднения в образовательных областях;
 диагностика формирования уровня функциональной грамотности
(грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование
31









речи как инструмента мышления);
диагностика сформированности важнейших учебных действий
(выделение
существенных
признаков
изучаемых
понятий,
оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на
всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению
изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии
в процессе решения учебной проблемы);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности
(сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к
учебной нагрузке, способность работать в едином темпе со всем
классом и предпочтение высокого темпа работы);
поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять
поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная
регуляция поведения и способность к ответственному поведению);
диагностика интересов.
Субъекты, участвующие в построении ВСОКО

Участники
Полномочия
Охват
Проводимые оценочные процедуры
построения
уровней
СОО
образования
Представители Общественные Начальное
Индивидуальные образовательные
общественности наблюдатели, Основное
достижения обучающихся,
Совет школы Среднее
Оценка качества материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Родители
Участники,
Начальное
Оценка условий,
обучающихся
формирующие Основное
Оценка качества воспитательной работы
социальный
Среднее
Оценка качества и доступности
заказ
предоставления муниципальных услуг
Педагогические
Начальное
Индивидуальные образовательные
и руководящие
Основное
достижения обучающихся, Выполнение
работники ОУ
Среднее
государственного стандарта, Формирование
творческих, исследовательских
способностей обучающихся,
Оценка качества воспитательной работы,
Профессиональная компетентность
педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов
образования,
Цена достижения образовательных
результатов,
Оценка качества материально-технического
обеспечения образовательного процесса

Показатели оценки качества образования, применяемые в ОУ
32

Наименование показателей
Фактический уровень знаний по
учебным предметам
Успеваемость обучающихся
Сформированность учебных умений,
сформированность общеучебных
умений
Результаты выступления учащихся на
предметных олимпиадах и конкурсах
Результативность участия в классных и
школьных, районных и областных
мероприятиях;
Отсутствие правонарушений;
Отсутствие пропусков без
уважительных причин
Доля обучающихся, занимающихся в
УДО, кружках и секциях ОУ
Создание условий для сохранения и
укрепления здоровья учащихся;
Комфортный микроклимат в классе
Нагрузка учащихся: экспертиза
расписания на соответствие СП
2.4.3648-20
Объем домашнего задания, частота
контрольных работ
Уровень тревожности
Состояние здоровья обучающихся
Оценка деятельности педагогических и
руководящих кадров
Оценка качества и доступности
предоставления муниципальных услуг

Уровень
образования
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее
Начальное
Основное
Среднее

Методика расчета показателя
ГИА
Анализ документации
ВПР, защита проектов
Анализ документации
Учет данных в таблице, Анализ
документации
Учет данных в таблице, Анализ
документации
Учет данных в журнале, Анализ
документации
Анкетирование
Анкетирование, результаты
мед.осмотров, ведение
паспортов здоровья классов
Шкала трудности предметов
СП 2.4.3648-20
Тест Спилберга
Медицинский осмотр
Процедура аттестации,
Самоанализ, анкетирование
Программа проведения
мониторинга качества и
доступности предоставления
муниципальных услуг

33

ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
за 2022 год
N п/п

Показатели

1.

Образовательная деятельность

1.1

Единица измерения
2021

2022

Общая численность учащихся на 31.12.2021

883 чел.

887 чел.

1.2

Численность
учащихся
по
образовательной
программе начального общего образования

347 чел.

354 чел.

1.3

Численность
учащихся
по
образовательной
программе основного общего образования

458 чел.

449 чел.

1.4

Численность
учащихся
по
образовательной
программе среднего общего образования

78 чел.

352/40,1%

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся,
успевающих на "4" и "5" по результатам
промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся (результаты I полугодия 2021-2022)

396 чел./
44,8%

352 чел./
40,1%

1.6

Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по русскому языку

4,0

4,07

1.7

Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по математике

3,2

3,52

1.8

Средний балл единого государственного экзамена
выпускников 11 класса по русскому языку

67,8

66,7

1.9

Средний балл единого государственного экзамена
выпускников 11 класса по математике (профильный
уровень)

62,4

55,6

1.10

Численность/удельный
вес
численности
выпускников
9
класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на
государственной итоговой аттестации по русскому
языку, в общей численности выпускников 9 класса

0 чел./
0%

0 чел./
0%

1.11

Численность/удельный
вес
численности
выпускников
9
класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на
государственной итоговой аттестации по математике,
в общей численности выпускников 9 класса

0 чел./
0%

0 чел./
0%

1.12

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 11 класса, получивших результаты
ниже установленного минимального количества
баллов единого государственного экзамена по
русскому языку, в общей численности выпускников
11 класса

0 чел./
0%

0 чел./
0%

34

1.13

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 11 класса, получивших результаты
ниже установленного минимального количества
баллов единого государственного экзамена по
математике, в общей численности выпускников 11
класса

0 чел./ 0%

0 чел./
0%

1.14

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об
основном общем образовании, в общей численности
выпускников 9 класса

0 чел./ 0%

0 чел./
0%

1.15

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о
среднем общем образовании, в общей численности
выпускников 11 класса

0 чел./0%

0 чел./
0%

1.16

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 9 класса, получивших аттестаты об
основном общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 9 класса

2 чел./
2,2%

1чел./1,3%

1.17

Численность/удельный
вес
численности
выпускников 11 класса, получивших аттестаты о
среднем общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 11 класса

5 чел./
11,4 %

2 чел./
13,5%

1.18

Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в различных олимпиадах,
смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

176 чел./
19,9%

249 чел.
/28,4%

1.19

Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров олимпиад, смотров,
конкурсов, в общей численности учащихся, в том
числе:

37 чел./
4,2%

93 чел./
10,6%

1.19.1

Регионального уровня

13 чел./
1,47%

15 чел./
1,7%

1.19.2

Федерального уровня

10 чел./
1,13%

12 чел./
0,1%

1.19.3

Международного уровня

1 чел./
0,11%

3 чел. /
0,34%

1.20

Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, в общей численности
учащихся

78 чел./
8,8%

75 чел.
/8,5%

1.21

Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование в рамках профильного
обучения, в общей численности учащихся

22 чел./
2,3%

75/ 8,4%

1.22

Численность/удельный
вес
численности
обучающихся с применением дистанционных
образовательных
технологий,
электронного
обучения, в общей численности учащихся

883 чел./
100%

878чел.
/100%

35

1.23

Численность/удельный вес численности учащихся в
рамках сетевой формы реализации образовательных
программ, в общей численности учащихся

883 чел./
100%

801

1.24

Общая численность педагогических работников, в
том числе:

53 чел.

57 чел.

1.25

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование, в общей численности педагогических
работников

49 чел./
92,5%

52 чел./
91,2%

1.26

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование
педагогической
направленности
(профиля), в общей численности педагогических
работников

44 чел./
83%

47 чел./
82,4%

1.27

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное
образование,
в
общей
численности педагогических работников

4 чел./
7,5%

5 чел./
8,7%

1.28

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников

3 чел./
5,4%

4 чел. /
7%

1.29

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, которым по результатам
аттестации присвоена квалификационная категория,
в общей численности педагогических работников, в
том числе:

49 чел./
87,5 %

48 чел./
84,2%

1.29.1

Высшая

21 чел./
37,5%

23 чел.
/40,4%

1.29.2

Первая

28 чел./
50 %

25 чел.
/43,9%

1.30

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:

1.30.1

До 5 лет

4 чел./
7,5%

7 чел./
12,2%

1.30.2

Свыше 30 лет

21 чел./
39,6%

23 чел./
40,3%

1.31

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет

3 чел./
5,7%

4 чел./
7%

1.32

Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет

12 чел./
22,6%

13 чел./
22,8%

36

1.33

Численность/удельный
вес
численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет
повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей
численности педагогических и административнохозяйственных работников

60 чел./
100%

60чел. /
100%

1.34

Численность/удельный
вес
численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших повышение квалификации
по применению в образовательном процессе
федеральных государственных образовательных
стандартов, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

57 чел./
95 %

58 чел./
96,6%

2.

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося

0,2 ед.

0,2

2.2

Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы из общего количества
единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося

44,3 ед.

58,6 ед.

2.3

Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота

Не имеется

Не имеются

2.4

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

да

да

2.4.1

С
обеспечением
возможности
стационарных компьютерах или
переносных компьютеров

да

да

2.4.2

С медиатекой

нет

нет

2.4.3

Оснащенного
средствами
распознавания текстов

и

нет

нет

2.4.4

С
выходом в Интернет
с
компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки

да

да

2.4.5

С
контролируемой
материалов

нет

нет

2.5

Численность/удельный вес численности учащихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

883 чел./
100%

878 чел./
100%

2.6

Общая
площадь
помещений,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность, в
расчете на одного учащегося

2,6 кв. м

2,6 кв.м

работы
на
использования

сканирования

распечаткой

бумажных

37

Приложение
Схема «Система управления образовательной организацией»

Заместитель директора,
курирующий административнохозяйственную работу

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».