УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ №75 от 30.08.2023 № 89 ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 75» 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее – Положение) регулирует порядок разработки, структуру, требования к разделам, оформление, хранение и внесение изменений в рабочую программу. 1.2 Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (с изменениями от 18 июля 2022 г № 569); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (с изменениями от 18 июля 2022 г № 568); Федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; Федеральной основной общеобразовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370; Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; 1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее рабочая программа) – методический документ, определяющий организацию образовательного процесса в образовательной организации по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входит в состав основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.4. Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования (НОО, ООО, СОО). 1.5. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. 1.6. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.7. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на срок освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля. 2. Структура рабочей программы Рабочая программа должна включать следующие разделы: 2.1. Титульный лист 2.2. Пояснительная записка 2.3. Содержание 2.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2.5. Тематическое планирование 2.6. Поурочное планирование 2.7. Система оценивания образовательных результатов 2.8. Учебно-методическое обеспечение 2.9. Демоверсию контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации 3. Требования к разделам рабочей программы 3.1. Титульный лист полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; уровень общего образования; год составления программы. 3.2. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, характеристику психологических предпосылок к изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования. 3.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предполагаются для обязательного изучения в каждом классе (периоде обучения) на уровне образования. 3.4. Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В рабочей программе должны быть отражены результаты изучения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля в части: патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, гражданского воспитания, ценности научного познания, формирования культуры здоровья, трудового воспитания, экологического воспитания, адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю отражают овладение универсальными учебными действиями (УУД) – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Овладение познавательными УУД предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных УУД обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными УУД включает умения самоорганизации, самоконтроля, развития эмоционального интеллекта, принятие себя и других. Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. 3.5. Тематическое планирование - структурный элемент программы, который включает перечень разделов с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Тематическое планирование составляется по классам. № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. 1.1 Количество часов Всего Контрольные работы 3 1.2 1.3 1 3 5 11 Итого: Практические работы 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/05/0 7 2 4 7 3.6. Поурочное планирование – это последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Учитель планирует образовательный процесс по учебному предмету, учебному курсу (в том числе по внеурочной деятельности), учебному модулю, выстраивает ход изучения теоретического материала, выполнения практических и контрольных работ, четко распределяет время на изучение необходимого материала и для получения планируемых результатов. №п/п Тема урока Всего 1 2 … 34 Общее количество часов по программе Количество часов Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 34 3.7. Система оценивания достижения планируемых результатов отражает содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности, обеспечивает комплексный подход к оценке предметных и метапредметных результатов, предусматривает оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, динамики учебных достижений обучающихся, обеспечивает возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся. 3.8. Учебно-методическое обеспечение включает в себя: обязательные учебные материалы для ученика методические материалы для учителя цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 3.9. Демоверсия контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации по учебному предмету, учебному курсу (в том числе по внеурочной деятельности), учебному модулю – демонстрационный вариант заданий, который отражает все элементы содержания, которые будут проверяться и критерии оценивания работ обучающихся. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте (тип файла word или pdf) шрифтом Liberation Serif, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. 4.2. Электронный вариант рабочей программы хранится у заместителя директора и на сайте МБОУ СОШ №75. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ в части тематического и поурочного планирования директор школы издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования. 5.2. Корректировка рабочих программ может быть осуществлена посредством: сокращения часов на тематический раздел в программе; сокращения часов на контрольные работы; оптимизации домашних заданий. Не допускается полное исключение тематического раздела из рабочей программы. 5.3. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования.