Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 75» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Междисциплинарное обучение» для обучающихся 1-4 классов г. Лесной 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Междисциплинарное обучение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий. Рабочая программа разработана на основе авторской программы междисциплинарного обучения доктора психологических наук Н.Б. Шумаковой «Одаренный ребенок». Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции. Цель курса: Раскрытие индивидуальности ребенка, воспитание исследовательского отношения к миру, развитие творческой личности, развитие системного мышления и целостного миропонимания, формирование умения учиться. Задачи курса: Развивать широкие познавательные интересы. Развивать целостную картину мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системное мышление у детей. Развивать все виды мышления. Развивать способность к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе. Обучать коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т.д.) Развивать способности к самопознанию, формирование положительной «я-концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека. Отличительные особенности программы: Решение вышеперечисленных задач обеспечивается особым построением как содержания, так и методов обучения, моделирующих процесс открытия ребёнком новых знаний о мире. Обязательным условием выступают субъектсубъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания. Междисциплинарное обучение в рамках программы предполагает такое построение учебного процесса, который не сводится к интеллектуальному развитию детей, а охватывает всю личность ребенка. Основными принципами обучения, лежащими в основе построения развивающего курса междисциплинарного обучения являются следующие: Создание условий для духовного и личностного роста учащихся. Глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения. Применение междисциплинарного подхода при изучении содержания. Интеграция тем и проблем. Высокий уровень насыщенности содержания обучения. Открытый характер проблем и вопросов для изучения. Активные методы обучения. Направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися. Высокий уровень самостоятельности в процессе обучения. Содержание обучения основано на следующих принципах его организации: Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов. Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных) основополагающих тем и проблем. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера. Объём и срок освоения программы: На изучение курса междисциплинарного обучения во 2 – 3 классах отводится по 2 часа в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю. Планируемые результаты изучения курса: Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность изучать любое обобщение с разных точек зрения создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы. Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а сами содержательно обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения. Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Предметные результаты Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В течение всех лет обучения учащиеся учатся: Анализировать Классифицировать. Сравнивать. Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев. Рассматривать события и явления с разных точек зрения. Проверять предположения. Доказывать. Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений. Выделять причинно-следственные связи. Делать умозаключения. Комбинировать. Преобразовывать. Прогнозировать. Придумывать новое. Вести диалог и решать проблемы в малых группах. Учащиеся приобретают важные исследовательские умения: Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Планировать и проводить небольшие интервью. Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.д.). Организовывать (систематизировать) информацию. Учащиеся научатся Определять понятия «изменение», «влияние», «порядок», «хаос»; Делать классификацию примеров по источнику возникновения; Проводить наблюдения, использовать иллюстрации и текстовый материал для поиска фактов; Представлять результаты в виде заметок, иллюстраций, делать зарисовки, схемы, модели. Содержание обучения по программе организуется на основе очень широких (глобальных) тем. Одна такая тема является стержнем развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема является «аморфной», т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также требований обязательной программы. Содержание или смысл стержневой темы каждого учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Содержание курса «Междисциплинарное обучение» Тема ИЗМЕНЕНИЕ Полезные и вредные изменения связаны друг с другом. Открытия знаменитых путешественников приводили к многочисленным изменения в жизни людей. Одна и та же проблема может решаться разными способами. Критерии помогают оценить событие как полезное или вредное. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Изменение неизбежно. Одно изменение влечёт за собой другое (литература, музыка, живопись). Изменения могут быть разной значимости. Глобальные и частные изменения. Точка зрения может изменить видение мира. Видение мира может изменяться от внутренней позиции человека. Использование технических устройств может изменять видение мира. Технология может изменять видение мира. Изменения могут быть революционными и эволюционными. Эволюционные изменения ведут к революционным. Разные способы работы могут приводить к сходному результату - полному преобразованию вещей. Тема ВЛИЯНИЕ Влияния могут быть естественными и искусственными. Влияние приводит к изменению. Природные часы, влияющие на все разными способами. Живые организмы имеют свои «биологические» часы, которые связаны с природными «часами». Влияния могут быть полезными и вредными. Оценка влияния одних и тех же фактов разными людьми. Время - многозначное понятие. Время очень важно в жизни человека. Время необратимо. Влияние особенности жизни людей на способ исчисления времени. Субъективный характер восприятия времени. Влияние времени на окружающую действительность. Искусство может передавать влияние времени. Влияние музыки на разных людей. Влияние людей друг на друга. Способы влияния. Прямое и косвенное влияние. Последствия влияния. Лидер. Влияние лидера на все сферы жизни. Положительное, отрицательное влияние лидера. Влияние лидера на последующие поколения. Разные роли людей. Разные типы знаний. Влияние знаний на поступки и поведение людей. Влияние слова. Влияние слова на разных людей. Влияние знаний на видение мира. Влияние знаний на результаты деятельности художника. Типы окружающей среды. Влияние окружающей среды на развитие культуры. Влияние природного окружения на ценности людей. Влияние природы. Влияние социального окружения на культуру людей. Тема ПОРЯДОК Порядок может быть естественным и искусственным. Порядок можно изменить. Порядок и хаос относительны. Когда порядок уменьшается, то хаос возрастает и наоборот. Порядок есть везде. Порядок выполняет определённые функции. Порядок может выполнять несколько функций одновременно. Порядок может помогать или мешать. Существует порядок внутри порядка. Существует порядок внутри порядка (создание минипроекта). Порядок может иметь разные формы. (иерархия, классификация, последовательность, система). Теории могут быть ложными. Теория, которая считалась истинной, впоследствии может оказаться ложной. Порядок помогает объяснить неизвестное. Каждая форма порядка позволяет узнать новые сведения об окружающей действительности. Наука пользуется определёнными формами порядка. Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. Причины, вызывающие разное видение одних и тех же вещей у различных людей. Хаос и порядок взаимосвязаны. Нет грани между хаосом и порядком. Установление порядка приводит к возникновению чего-то нового. Для того чтобы возник порядок, необходимо совершить какую-то работу. Для того чтобы из беспорядка возник порядок, необходимо совершить определённую работу. Хаос может быть ступенькой к порядку. Человек, преобразует беспорядок, создавая из него порядок. Человек - сила, которая может противостоять хаосу, творя порядок. «Неспокойное время» порождает у художников «беспокойные» полотна. Каждая эпоха имеет свое «лицо». Порядок или хаос могут быть «лицом» целой эпохи. Порядок помогает хранить и передавать информацию. Тематическое планирование 2 класс «Изменение» № п\п Кол-во часов Название раздела 1 Введение в тему 6 2 Все течет, все изменяется 22 3 Полезные и вредные изменения 13 4 Одно изменение влечёт за собой другое 6 5 Глобальные и частные изменения 4 6 Изменение видения мира 12 7 Эволюционные и революционные изменения 5 Итого: 68 часов 3 класс «Влияние», «Порядок» № п\п Кол-во часов Название раздела 1 Влияние времени 6 2 Влияние людей 18 3 Влияние знаний 12 4 Влияние окружающей среды 10 5 Порядок есть везде 12 6 Функции порядка 4 Итого: 68 часов 4 класс «Порядок» № п\п Кол-во часов Название раздела 1 Порядок есть везде 6 2 Функции порядка 4 3 Порядок может помогать и мешать 4 4 Порядок внутри порядка 2 5 Разные формы порядка 8 6 Порядок помогает объяснять неизвестное 4 7 Разный порядок в одних и тех же вещах. Связь порядка и хаоса. 6 Итого: 34 часа Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. Учебно-методическое обеспечение программы. Авдеева Н.И., Климанова Е.В., Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь. Собрание 1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Собрание 2. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь. Собрание 2. Авдеева Н.И., Журавлёва Л.Е., Климанова Е.В., Левцова Н.В., Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Собрание 3. Авдеева Н.И., Журавлёва Л.Е., Морозова О.М., Петрова М.А., Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь. Собрание 3. Формы занятий: учебные исследования разных видов (индуктивное и дедуктивное, исследование-сравнение, исследование-критериальная оценка, исследованиеролевой диалог и т.п.), проектная деятельность, ролевая игра. Материально-техническое обеспечение: учебное помещение, позволяющее организовать обучение в малых группах - 5-6 столов для групповых форм работы, стенды /магнитные доски/ для демонстрации содержания занятия, мультимедийное оборудование; библиотека научно-познавательной литературы для младших школьников, компьютер, принтер, оборудование для проведения простейших опытов, микроскопы. Список литературы. Н.Б. Шумакова «Психология одаренности: обучение младших школьников», М., 2005; Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одаренных детей», Москва- Воронеж, 2004; Н.Б. Шумакова «Одаренный ребенок: особенности обучения», М., 2006 Календарно-учебный график 1 год обучения (2 класс) № п/ п 1 Форма занятия Колво часов 1 Подведение под понятие Тема занятия Подведение под понятие «изменение». Место проведения Форма контроля Кабинет 2-3 Применение. 2 Иллюстрация идеи изменения 4 Применение. 1 Поиск фактов. «Ковер из лоскутков» 5 Применение. 1 Поиск фактов природных и искусственных изменений в окружающем мире 6 Применение. 1 Поиск фактов природных и искусственных изменений в окружающем мире 7 Исследование 1 Классификация. Изменения искусственные и естественные. ТП 8 Применение 1 Классификация. Изменения искусственные и естественные. ТП ТП творческий проект ТП 8 10 Индуктивное исследование. 2 Изменения происходят всегда и везде. 11 12 Эмпирическое исследование. 2 Опыты 13 Подведение под понятие. Дедуктивное исследование. 1 Пословицы. 1 Пословицы могут изменяться. 15 Применение. 1 Изменения в русских пословицах 16 17 18 19 Применение. 2 ТП Эмпирическое исследование 2 Пословицы могут изменяться Способы изменения вещей 20 Применение. 1 Комбинация - способ получения нового. ТП 21 22 Эмпирическое исследование. 2 Вопросы помогают узнавать новое 23 24 Индуктивное исследование. 2 Всякое изменение в природе имеет причину 25 26 Индуктивное исследование. 2 Всякое изменение в одежде имеет причину ТП 27 28 29 30 31 32 Применение. 2 Изменение в одежде. ТП Дедуктивное исследование. Индуктивное исследование. 2 Сказки могут изменяться. ТП 2 Изменения в музыке имеют причину. ТП 33 34 Применение. 2 ТП 35 36 Индуктивное исследование. 2 Родословная музыкальных инструментов Изменения в архитектуре имеет причину. 37 38 Применение. 2 Изменения в архитектуре имеет причину ТП 39 40 Индуктивное исследование. 2 Изменения могут быть полезными и вредными. ТП 14 ТП ТП ТП 41 42 Дедуктивное исследование. 2 Изменения могут быть полезными и вредными одновременно ТП 43 44 Индуктивное исследование. 2 ТП 45 46 Индуктивное исследование. 2 Полезные и вредные изменения взаимосвязаны. Поиск путей решения проблемы. Одна и та же проблема может решаться разными способами. 47 48 Индуктивное исследование. 2 ТП 49 50 51 52 Применение. 2 Открытия путешественников приводили к многочисленным изменениям Накопление фактов. Дедуктивное исследование. 2 Критериальная оценка. 53 Подведение под понятие. 1 Вопросы могут быть открытыми и закрытыми 54 Применение. 1 Способы преобразования вопросов ТП 55 56 57 58 Индуктивное исследование. Индуктивное исследование. 2 Изменение неизбежно. ТП 2 ТП 59 60 Индуктивное исследование. 2 61 62 Эмпирическое исследование. 2 Уточнение и расширение знаний. Одно изменение влечет за собой другое. Уточнение и расширение знаний. Одно изменение влечет за собой другое. Литература. Стихи. 63 64 65 66 67 68 Применение. 2 Изменения в живописи. ТП Применение. 2 Строительство Применение. 2 Накопление фактов ТП ТП ТП 2 год обучения (3 класс) № п\п Тема Влияние Количество часов 47-48 49-50 51-52 Влияние времени Влияние времени на окружающую действительность. Искусство может передавать влияние времени. Влияние музыки на разных людей. Влияние людей Влияние людей друг на друга. Способы влияния. Прямое и косвенное влияние. Последствия влияния. Лидер Влияние лидера на все сферы жизни. Положительное, отрицательное влияние лидера. Влияние лидера на последующие поколения. Разные роли людей. Влияние знаний. Разные типы знаний. Влияние знаний на поступки и поведение людей. Влияние слова. Влияние слова на разных людей. Влияние знаний на видение мира. Влияние знаний на результаты деятельности художника. Влияние окружающей среды Типы окружающей среды. Влияние окружающей среды на развитие культуры. Влияние природного окружения на ценности людей. Влияние природы. Влияние социального окружения на культуру людей. Порядок Порядок есть везде Порядок. Порядок может быть естественным и искусственным. Порядок можно изменить. Порядок и хаос относительны. 53-54 Когда порядок уменьшается, то хаос возрастает и наоборот. 2 55-56 57-58 Порядок есть везде. Порядок есть везде. 2 2 59-60 Функции порядка Порядок выполняет определённые функции. 2 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 6 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 12 2 2 2 4 61-62 Порядок может выполнять несколько функций одновременно. 63-64 65-66 Порядок может помогать и мешать Порядок может помогать или мешать. Порядок может помогать или мешать. 2 2 67-68 Порядок может помогать или мешать. 2 2 6 3 год обучения (4 класс) № п\п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 тема Порядок внутри порядка Существует порядок внутри порядка. Существует порядок внутри порядка (создание мини-проекта) Существует порядок внутри порядка. Существует порядок внутри порядка. Разные формы порядка Порядок может иметь разные формы. Порядок может иметь разные формы (иерархия, классификация, последовательность) Порядок может иметь разные формы (система) Теории могут быть ложными. Теория, которая считалась истинной, впоследствии может оказаться ложной. Теория, которая считалась истинной, впоследствии может оказаться ложной. Порядок помогает объяснять неизвестное Порядок помогает объяснить неизвестное. Каждая форма порядка позволяет узнать новые сведения об окружающей действительности. Наука пользуется определёнными формами порядка. Наука пользуется определёнными формами порядка. Разный порядок в одних и тех же вещах Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. Причины, вызывающие разное видение одних и тех же вещей у различных людей. Связь хаоса и порядка. Кол. час 8 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 6 2 2 2