Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 75» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Астрономия» для обучающихся 10 – 11 классов г.Лесной 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на: Приказе Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 г. Письме Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»; Методических рекомендациях по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного на уровне среднего общего образования. Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Основная цель курса астрономии - сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира. Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются: Понимание роли астрономии среди других наук, для формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества и развития цивилизации; Формирования представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; Понимание особенностей методов научного познания в астрономии; Объяснения причин наблюдаемых астрономических явлений; Формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией. Общая характеристика учебного предмета Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Место в учебном плане Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя способами: во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время; во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, необходимо учитывать условия их видимости. Примерный перечень наблюдений невооруженным глазом: 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение луны и смена ее фаз. Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются: формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. Метапредметные результаты освоения программы предполагают: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников. Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися в процессе познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение обучающихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности: 1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; 2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; 3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Содержание курса Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Развитие представления о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследование Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влиянием на Землю. Звезды – далекие Солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Требования к уровню подготовки выпускников. Результаты освоения курса В Результате изучения курса астрономии выпускник получит представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследования в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.д.); о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и представляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т.п.). В результате изучения курса астрономии выпускник сможет: решить задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи); использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; оценивать ресурсы, в том числе нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, представляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, обществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Учебно-тематический план Содержание тем учебного предмета Кол- Содержание курса и виды во деятельности учащихся часов После изучения данной темы ученик должен уметь/знать Метапредметная связь 2ч Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципов работы телескопа; методы астрономических исследований. Практические основы астрономии 5ч Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы 7ч Развитие представления о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); Объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движения и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; Применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; Воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); Вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; Формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы 8ч Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследование Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; Объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; Характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; Определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты- гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); Описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; Перечислять существенные различия природы двух групп планет и причины их возникновения; Проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; Объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности планет-гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов и астероидов, способы предотвращения астероидно-кометной опасности; Солнце и звезды 6ч Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влиянием на Землю. Звезды – далекие Солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектрсветимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; -описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Строение и эволюция Вселенной 5ч Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектрсветимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Жизнь и разум во Вселенной 1ч Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Календарно-тематическое планирование Урок Тема 1 Введение в астрономию 2 Звездное небо 3 Небесные координаты, система координат. Экваториальная система координат Видимое движение планет и Солнца Движение Луны и затмения 4 5 6 Время и календарь 7 Система мира 8 Закон Кеплера движения планет Космические скорости и межпланетные перелеты 9 10 Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Элементы содержания урока Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная и экваториальная система координат. Эклиптика точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, Юлианский и григорианский календарь. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; -объяснение петлеобразного движения планет; -доказательства движения Земли вокруг Солнца; -годичный параллакс звёзд Обобщённые Кеплера и определение масс небесных тел Первая и вторая космические скорости; полуэллиптическая обита КА к планетам, время полёта к планете Об отличиях планет земной группы и планетгигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорт Контрольно-оценочная деятельность Устный опрос. Тест. Сообщения. Устный опрос. Тест. Ресурсы урока Учебник Видео Учебник Видео Учебник Сообщения. Учебник Сообщения. Учебник Сообщения. Контрольная работа Учебник Видео Устный опрос. Тест. Учебник Устный опрос. Тест. Самостоятельная работа. Учебник Сообщения. Учебник Видео Учебник 11 Планета Земля 12 Луна и её влияние 13 Планеты земной группы 14 Планеты-гиганты. Планеты-карлики 15 Малые тела Солнечной системы 16 Современные представления о происхождении солнечной системы Методы астрофизических Принцип действия и устройство телескопов, исследований рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Солнце Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твердого тела и температура фотосферы пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли Внутреннее строение и Расчеты температуры внутри Солнца; источник энергии Солнца термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдение солнечных нейтрино 17 18 19 Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Луна и её влияние на: -астероиды и метеориты; их линейные и угловые размеры –пояс астероидов; -небесных тел, -расстояний планет. Движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако Оорта; природа метеоров и метеоритов Современные представления о происхождении Солнечной системы Устный опрос. Тест. Учебник Видео Учебник Видео Сообщения. Таблица. Учебник Сообщения. Таблица. Учебник Устный опрос. Учебник Контрольная работа. Учебник Видео Сообщения. Учебник Самостоятельная работа. Сообщения Учебник Видео Сообщения. Учебник Таблица 20 Основные характеристики звезд 21 Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Двойные кратные и переменные звезды 22 23 Новые и сверхновые звезды Эволюция звезд 24 Газ и пыль в Галактике 25 26 Рассеянные и шаровые звездные скопления Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути 27 Классификация Галактик Определение основных характеристик звезд; спектральная классификация звезд; диаграмма «спектр-светимости» и распределение звезд на ней; связь массы со светимостью звезд главной Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звезды; понятие черной дыры; наблюдение двойных звезд и определение их масс; пульсирующие переменные звезды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Наблюдаемые проявления взрывов сверхновых звезд Жизнь звезд различной массы и ее отражение на диаграмме «спектр-светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце ее жизни. Оценка возраста звездных скоплений Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Наблюдение за движением звезд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров черной дыры по движению отдельных звезд Типы Галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание темной материи в них Тест. Учебник таблица Устный опрос. Таблица. Учебник Видео Устный опрос. Учебник Сообщения. Таблица. Учебник Устный опрос. Учебник Тест. Учебник Устный опрос. Учебник Тест. Таблица. Учебник 28 29 Активные галактики и квазары Скопление галактик 30 Конечность и бесконечность Вселенной 31 Модель «горячей Вселенной» 32 Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия 33 Обнаружение планет возле других звезд 34 Поиск жизни и разума во Вселенной Природа активности галактик; природа квазаров Сообщения. Учебник Природа скоплений и роль темных материй в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скопления во Вселенной Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звезд в далеких галактиках и открытие ускоренного расширения вселенной; природы силы всемирного отталкивания Невидимые спутники у звезд; методы обнаружения экзопланеты с условиями, благоприятными для жизни Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им Устный опрос. Учебник Устный опрос. Учебник Тест. Учебник Видео Тест. Учебник Устный опрос. Учебник Видео Устный опрос. Учебник Видео Список литературы 1.Чаругин В.М. Астрономия. 10-111 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. – М. : Просвещение, 2018год. 2.Дагаев М.М. Книга для Чтения по астрономии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1988 год. 3.Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. – М.: Аванта+, 2013 год. 4.Сурдин В.Г. Солнечная система. – М.: Физматлит, 2008 год. 5.Ефремов Ю.Н. Звёздные острова: Галактики звёзд и Вселенная галактик. – Фрязино: Век 2, 2007 год. 6.Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении. – М.: Едиториал УРСС, 2002 год.