Программа помощи учителям_МБОУ_СОШ_75_

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 75»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 75
______________ Т.А. Могиленских
_____________2023 г.

Программа помощи учителям,
имеющим профессиональные проблемы и дефициты
в МБОУ СОШ №75

Принято педагогическим
советом МБОУ СОШ № 75
Протокол от
№

2023 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы

Программа
помощи
учителям,
имеющим
профессиональные проблемы и дефициты
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями
N 479-Ф3 от 04.08.2023
 Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» 2018-2025 годы, утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017г. № 1642;
 Указ Президента от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
 Национальный проект «Образование» (федеральные
проекты «Современная школа», «Успех каждого
ребенка»);
 Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г.
№ 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального
общего
образования,
утвержденный
приказом
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286»;
 Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г.
№ 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного
общего
образования,
утвержденный
приказом
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа
2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (Минтруда России) от
18.10.2013 № 544н (с изм. От 25.12.2014) «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»;
 Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022
г. N 225 «Об утверждении номенклатуры должностей
2

Цель, задачи
Программы

Участники
Программы

Назначение
программы:

Ожидаемые
результаты
реализации

педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
должностей
руководителей
образовательных
организаций»;
 Постановление Правительства Свердловской области
от 19.12.2019 N 920-ПП (ред. от 06.10.2022) "Об
утверждении
государственной
программы
Свердловской области «Развитие системы образования
и реализация молодежной политики в Свердловской
области до 2027 года»;
 Муниципальная программа «Развитие системы
образования в городском округе «Город Лесной» на
2023-2028
годы»
(Утверждена
постановлением
администрации городского округа «Город Лесной» от
29.12.2022 № 1652, с изменениями от 30.01.2023 № 87,
от 27.03.2023 № 332, от 11.05.2023 № 562, от 21.08.2023
№1016).
Цель: оказание помощи педагогам, имеющим
профессиональные затруднения (профессиональные
дефициты).
1. Выявить
профессиональные
затруднения
и
сформировать образовательные запросы педагогов
МБОУ СОШ № 75 в соответствии требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта и Профессионального стандарта педагога.
2. Организовать эффективную, диагностическую и
коррекционную
работу
каждого
педагога
с
выявленными профессиональными затруднениями.
3. Обеспечить активное участие каждого педагога в
системе непрерывного повышения квалификации.
Учителя,
реализующие
общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования, педагоги, реализующие
программы дополнительного образования.
Определить направления работы с педагогами по
профессиональному
развитию
и
ликвидации
профессиональных дефицитов.
Определить и обновить содержание методической
службы с учетом потребностей педагогического
коллектива в условиях действия профессионального
стандарта.
Обогащение методического арсенала педагогов,
формирование
дополнительных
компетенций,
3

Программы

Условия
профессионально
го роста педагога
Формируемые
компетенции

Система
организации
контроля

восполнение имеющихся дефицитов предметных и
технологических знаний, развитие опыта решения
профессиональных задач и положительные изменения в
общих и специальных компетенциях учителей.
 Нормативно-правовые;
 Финансово-экономические;
 Материально-технические;
 Организационно-кадровые.
 Методическая
компетенция,
определяющая
готовность педагога эффективно решать методические
задачи в процессе реализации целей обучения,
воспитания
и
развития
различных
категорий
обучающихся.
 Технологическая компетенция, включающая
совокупность технологических знаний педагога и
готовность к внедрению различных педагогических
технологий и их элементов в реальный процесс обучения
с целью повышения его рациональности, управляемости,
результативности и эффективности в соответствии с
образовательными потребностями обучающихся.
 Исследовательская компетенция, проявляющаяся
в
готовности
учителя
занять
активную
исследовательскую позицию по отношению к своей
деятельности и себе как ее субъекту с целью переноса
смыслового
контекста
деятельности
от
функционального к преобразующему.
 Проектная компетенция, выражающаяся в
способности педагога к самостоятельной теоретической
и практической деятельности по разработке и
реализации проектов в различных сферах.
 ИКТ-компетенция,
включающая
готовность
педагога к решению профессиональных задач,
эффективному
использованию
технических
и
программных средств современных информационных
технологий.
 Коррекционно-развивающая
компетенция,
определяющая готовность педагога осуществлять
профессиональные функции с учетом включения в
образовательный процесс обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
Общий контроль реализации Программы производится
путем оценки достижения цели Программы через
инструментарий
оценивания
сформированности
4

исполнения
Программы

метапредметных компетенций педагога, а также в
процессе
реализации
индивидуального
образовательного маршрута в межаттестационный
период (в том числе с помощью наставничества).

5

Обеспечение высокого качества образования является одним из
важных приоритетов государственной образовательной политики в
Российской Федерации.
Ключевым
направлением
Национально-образовательной
инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского
потенциала. Любые преобразования, происходящие в современной школе,
находятся в прямой зависимости от уровня профессиональнопедагогической компетентности, личностных качеств, а также от уровня
развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог».
Встает
вопрос
о
необходимости
развития
профессиональной
компетентности педагога, его мастерства, развития профессиональноценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение
современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной
самореализации.
Для решения данных задач необходимо осуществлять сопровождение
педагогов, а именно:

Информационно-методическое сопровождение (всесторонность и
регулярность информации о современных требованиях к деятельности
педагога, и опыта других образовательных организаций, об эффективных
подходах, формах и методах организации деятельности обучающихся,
информационный обмен между специалистами). Формы информационнометодического сопровождения: участие педагогов в семинарах,
методических выставках педагогического сообщества разного уровня,
консультации специалистов.

Консультативно-методическое
сопровождение
(тренинговые
группы с учетом профессиональных, квалификационных и личностных
особенностей педагогов, помощь в решении конкретной методической
проблемы, в составлении авторской программы, разработке новой
образовательной технологии и т.д., помощь в проведении комплексного
анализа и оценки результатов профессиональной деятельности;
консультирование по вопросам формирования мотивации к учебной
деятельности; взаимное обучение специалистов с максимальным
использованием активных развивающих методов практического освоения
конкретных приемов; мероприятия по обмену опытом (мастер-классы,
взаимопосещение уроков, конкурсы, семинары и т.д.).

Учебно-методическое сопровождение (обогащение методического
арсенала, формирование дополнительных компетенций, восполнение
имеющихся дефицитов предметных и технологических знаний, развитие
опыта решения профессиональных задач в ходе различного рода
обсуждений и бесед специалистов, консультаций). Организация повышения
квалификации и переподготовки педагогов с получением документа о
повышении квалификации.

1.
2.

3.
4.
5.

6.

Этапы реализации Программы
Диагностика профессиональных дефицитов педагогов.
Составление плана коррекции затруднений педагогов. Разработка
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) педагога (по
необходимости). Назначение наставника (по необходимости).
Организация методической работы по актуальному направлению.
Обучение по программам повышения квалификации.
Включение педагогов в мероприятия по обмену опытом между
коллегами образовательного учреждения, городского методического
совета, Российского педагогического сообщества.
Включение педагогов в работу мастер-классов, конкурсную
деятельность.

Диагностика профессиональных дефицитов педагогов
В качестве способов выявления профессиональных дефицитов могут
использоваться: анкетирование, тестирование, различные варианты
собеседований, наблюдение за профессиональной деятельностью,
результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам
внутришкольного контроля и независимой оценки качества образования
(ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ДКР и другие), участие в диагностике профессиональных
компетенций на базе сертифицированных площадок.
Формами диагностики профессиональных дефицитов являются:
1. Диагностика профессиональных дефицитов на основании
стандартизированных оценочных процедур.
Диагностика производится посредством выполнения диагностической
работы с использованием стандартизированного инструментария,
спроектированного
по
блокам
профессиональных
компетенций
(предметных,
методических,
психолого-педагогических,
коммуникативных). Диагностика может осуществляться как отдельное
диагностическое мероприятие либо в рамках входного/итогового
тестирования при обучении по дополнительной профессиональной
программе
повышения
квалификации,
а
также
диагностика
профессиональных компетенций на базе сертифицированных площадок.
2. Самодиагностика профессиональных дефицитов на основании
рефлексии профессиональной деятельности.
Универсальным
инструментом
для
самодиагностики
профессиональных
дефицитов
является
анкета,
обеспечивающая
структурированный сбор первичных количественных данных (статистики).
Основа для структурирования - функциональные блоки профессиональной
деятельности, определяемые трудовыми функциями/должностными
обязанностями диагностируемого. Анкета содержит вопросы по блокам
(компетенциям):
7








методическая компетенция;
технологическая компетенция;
исследовательская компетенция;
проектная компетенция;
ИКТ-компетенция;
коррекционно-развивающая компетенция.
Информация, полученная в ходе мониторинговых исследований
профессиональных компетенций, оказывает непосредственное влияние на
запрос педагогов в отношении методической помощи со стороны
методических объединений школы.
Для получения сведений о профессиональных потребностях педагогов
в рамках деятельности методических объединений проводится
анкетирование (формы анкет представлены в приложении № 2).
3. Диагностика профессиональных дефицитов на основании
результатов профессиональной деятельности.
Оценка результатов профессиональной деятельности педагогического
работника осуществляется на основании экспертного анализа его
результатов в области обучения (освоения обучающимися образовательных
программ по итогам внутришкольного контроля и независимой оценки
качества образования ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ДКР), воспитания, развития
обучающихся, а также в процессе аттестационных процедур (на
квалификационную категорию).
Факторы риска: высокая доля обучающихся с рисками учебной
неуспешности; недостаточная предметная и методическая компетентность
педагогических работников; высокая доля обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. В зависимости от выявленных проблем, создается
план работы со всеми участниками образовательного процесса по
минимизации рисков (Приложение 1).
4. Диагностика профессиональных дефицитов на основании экспертной
оценки
практической
(предметно-методической)
деятельности
педагогических работников.
Диагностика может проводиться в форме обсуждения открытых
мероприятий: уроков, выступлений в профессиональных аудиториях,
участия в профессиональных конкурсах и др.
Полученные результаты диагностики профессиональных дефицитов
являются основой действий по совершенствованию профессиональной
деятельности педагогов и оказанию методической и практической помощи
педагогическим работникам по проектированию персонального пути
преодоления профессиональных затруднений с учетом личностных,
познавательных, профессиональных интересов, потребностей и дефицитов.

8

Составление плана коррекции затруднений педагогов
Для проектирования индивидуального плана профессионального
развития педагога важно определить цели: какие компетенции педагог
планирует осваивать (развивать), каких результатов планирует достичь.
План коррекции оформляется в виде таблицы.
Области
профессиональ
ных
затруднений

Компетенции
(трудовые
действия),
овладение
которыми
актуально
для педагога

Планируемый
результат
развития
компетенции

Планируемые
сроки

Формы
работы
по
преодолению
дефицитов

Формы
предъявления
результатов
овладения
компетенции

Общепедагоги 1.
ческая
2.
…
Научнотеоретическая
Методическая
Психологопедагогическая
Коммуникатив
ная

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога может
быть составлен заместителем директора, курирующим методическую
работу в образовательном учреждении, а также Центром непрерывного
повышения педагогического мастерства (ЦНППМ) по итогам диагностики
профессиональных компетенций.
Основной целью применения ИОМ является создание условий для
непрерывного роста профессионального мастерства педагогических
работников, устранение профессиональных дефицитов, повышение уровня
овладения ключевыми профессиональными компетенциями, актуальными
образовательными технологиями. Срок реализации ИОМ определяется
индивидуальными профессиональными потребностями педагогов. При
проектировании индивидуального образовательного маршрута педагога
определяются этапы и содержание ИОМ, выявляются организационнопедагогические условия его прохождения, выбираются наиболее
приемлемые сроки и формы его реализации. Отслеживание результатов
9

выполнения индивидуального образовательного маршрута проводится
путем повторной диагностики и анализа изменений профессиональных
компетенций. (Приложение 3).
Назначение наставника
В зависимости от имеющихся профессиональных затруднений,
запроса (желания) педагога, испытывающего профессиональные дефициты,
может быть назначен наставник.
Наставником является педагог, имеющий подтвержденные результаты
педагогической деятельности, демонстрирующий образцы лучших практик
преподавания,
профессионального
взаимодействия
с
коллегами.
Наставническая деятельность осуществляется в соответствии с Программой
реализации
наставнической
деятельности
и
дорожной
карты
наставничества.
Организация методической работы по актуальному направлению
Информация, полученная в ходе мониторинговых исследований
профессиональных компетенций, оказывает непосредственное влияние на
запрос педагогов в отношении методической помощи со стороны
методических объединений школы.
1. Направления методической работы зависят от актуальных тем системы
образования, профессиональных дефицитов педагогов:
 обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в
соответствии с современными требованиями;
 осмысление теоретических аспектов введения обновленного ФГОС;
 применение
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий, форм и методов;
 организация работы с одаренными и слабоуспевающими детьми;
 составление рабочих программ предметов, курсов, внеурочной
деятельности;
 критериальное оценивание учебных достижений обучающихся и др.
2. Организация работы педагогов по самообразованию.
3. Организация работы проблемно-творческих групп. Они могут быть
сформированы из педагогов-экспертов, которые по результатам
самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах
деятельности.
4. Взаимные посещения уроков. Показ опыта в режиме реального времени в
форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий
(заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся,
предметных недель и др.), имеет большое значение в деле преодоления
профессиональных затруднений педагогов.
Формы методической работы: мастер-классы, научно-практические
конференции, практикумы, семинары, инновационная работа и т.д.
10

Обучение по программам повышения квалификации
Модель непрерывного повышения квалификации педагогов строится
на основе:
 актуальных целей и ценностей образования;
 потребностей образовательной организации;
 расширения информационного пространства за счет привлечения
внешних ресурсов и внутренних ресурсов;
 компетентностно-деятельностного подхода в организации обучения
педагогов;
 гибкости и разнообразия форм повышения квалификации,
ориентированных на удовлетворение индивидуальных запросов
педагогических работников.
Обучение на курсах - важное звено системы повышения
квалификации, функция которого в периодическом обновлении знаний,
умений и навыков слушателей; в подготовке слушателей к
самообразованию, вооружению их рациональными приёмами в
приобретении знаний, развитию самостоятельности в изучении
педагогической теории и практики, в стимулировании творческих поисков.
Включение педагогов в мероприятия по обмену опытом
между коллегами образовательного учреждения, городского
методического совета, Российского педагогического сообщества
Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности
педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического
опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических
советах и семинарах, проектную деятельность, изучение успешного опыта
педагогов школы, города, страны, работа с наставником, активное участие
педагогических сообществах.
Новой формой организации профессиональной деятельности
становятся сетевые сообщества или объединения учителей. Сетевое
взаимодействие устанавливается через проведение дистанционных и очных
конкурсов и конференций, организуются обучающие семинары, круглые
столы, мастер-классы.
Включение педагогов в работу мастер-классов,
конкурсную деятельность
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения
профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную
среду для профессионального развития педагогов, распространения
инновационного
опыта,
способствуют
профессиональному
самоопределению.
Участие в конкурсах профессионального мастерства:

развитие компетенций педагогов, творческого потенциала, приобщение
к исследовательской деятельности;
11

развитие
активной
жизненной
позиции,
коммуникативных
способностей, стремление к самосовершенствованию, самопознанию,
самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального
развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в образовательный
процесс.
Персонифицированное сопровождение учителей представляет собой
систему методической деятельности всего педагогического коллектива,
обеспечивающую создание необходимых организационно-педагогических,
психологических и прочих условий для каждого педагога. Структура этой
системы включает такие взаимосвязанные и последовательные действия,
как диагностика и оценка профессиональных (квалификационных,
компетентностных) дефицитов учителей, выбор оптимальных путей их
ликвидации.


12

Приложение 1
Фактор риска - высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Цель – снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Задачи:
1. Выявление низкомотивированных, неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся.
2. Создание условий для эффективного обучения низкомотивированных, неуспевающих
и слабоуспевающих обучающихся.
3. Обеспечение психологического комфорта обучающихся, ситуации успеха в обучении.
4. Разработка программы по работе со слабоуспевающими обучающимися на основе
индивидуального и дифференцированного подходов.
5. Осуществление системного психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с рисками учебной неуспешности.
Работа с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, с
неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися
1) Проведение диагностик обучающихся для выявления причин затруднений в учёбе.
2) Составление «банка данных» учащихся с рисками учебной неуспешности и
систематическое его обновление.
3) Разработка и реализация адресных образовательных программ на основе результатов
оценочных процедур.
4) Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
5) Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы,
использование посильных индивидуальных заданий слабоуспевающим учащимся.
6) Организация тьюторской поддержки обучающихся для ликвидации учебных
дефицитов.
7) Выявление интересов обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию,
неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся и привлечение их к занятиям по
интересам.
8) Формирование портфолио обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию,
неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся.
9) Организация отдыха обучающихся в каникулярное время.
10)
Осуществление
системного
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся.
11) Проведение психологических тренингов по диагностике и снижению уровня
тревожности обучающихся.
12) Проведение профилактических мероприятий по предупреждению асоциального
поведения обучающихся.
13) Проведение психологического семинара для обучающихся перед итоговой
аттестацией для снижения негативного эмоционального состояния.
14) Привлечение обучающихся к подготовке коллективных мероприятий в классе,
школе.
15) Вовлечение обучающихся во внеклассную работу по предметам с целью
формирования мотивации учения.
16) Взаимодействие с социальными и профессиональными структурами с целью
профориентации выпускников.
Работа с педагогическими работниками
1) Посещение уроков. Контроль использования на уроках разнообразных способов
оценивания учащихся группы риска: опросы, письменные работы, тестирование,
индивидуальные задания, формирующее оценивание.
13

2) Проверка уровня преподавания предметов, по которым учащиеся показывают низкие
результаты.
3) Консультирование молодых учителей, вновь прибывших учителей, работающих с
учащимися «группы риска».
4) Организация мастер-классов, практикумов для учителей с целью освоения
педагогических технологий, повышающих учебную мотивацию обучающихся.
5) Организация курсовой подготовки учителей по проблеме обучения школьников,
имеющих низкую учебную мотивацию, неуспевающих и слабоуспевающих
обучающихся.
Работа с родителями обучающихся
1) Проведение консультаций с родителями обучающихся «группы риска».
2) Организация родительских собраний по вопросам психологических и возрастных
особенностей обучающихся, ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
3) Посещение семьи обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию,
неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся.
4) Привлечение родителей к участию в общешкольной деятельности.
5) Контроль работы родителей с электронным дневником.
6) Организация системы открытых уроков для родителей.
7) Организация участия родителей в разработке индивидуального образовательного
маршрута для обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию, неуспевающих и
слабоуспевающих обучающихся.
Фактор риска - недостаточная предметная и методическая компетентность
педагогических работников.
Цель: создание системы непрерывного профессионального развития педагогических
кадров, обеспечивающих качественную организацию образовательной деятельности и
повышение качества образования за счет повышения педагогического и
профессионального мастерства, совершенствования форм, методов и средств обучения.
Задачи:
1. Проведение диагностики профессиональных затруднений педагогов.
2. Повышение качества методики преподавания.
3. Организация мероприятий по обмену опытом, в том числе взаимопосещение уроков.
4. Создание системы наставничества по модели «учитель - учитель».
5. Повышение ИКТ-компетентности педагогов.
6. Участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
7. Модернизация школьной модели методической службы и организация ее деятельности
по повышению предметной и методической компетентности педагогов.
Мероприятия
1) Диагностика профессиональных затруднений педагогов.
2) Разработка и реализация перспективного плана повышения квалификации педагогов.
3) Разработка индивидуальных планов профессионального развития педагогов.
4) Проведение аттестации педагогов.
5) Организация индивидуальной работы с малоопытными и молодыми педагогами.
6) Организация деятельности творческих групп педагогов по повышению качества
образования.
7) Модернизация школьной модели методической службы и организация её
деятельности по повышению предметной и методической компетентности
педагогических работников.
8) Организация методической работы по повышению качества преподавания предметов:
проведение семинаров-практикумов:
 «Типология уроков деятельностного типа». «Структура урока».
14

 «Целеполагание и планируемые результаты урока».
 «Деятельность учителя и деятельность ученика в соответствии с типологией
урока».
 «Технологическая карта урока».
 «Урок в соответствии с современными образовательными технологиями».
 «Оценка эффективности урока».
9) Проведение педагогических советов по качеству освоения программ по итогам
промежуточной и итоговой аттестации.
10) Проведение открытых уроков.
11) Проведение открытых внеурочных занятий.
12) Проведение практикумов по формированию УУД обучающихся на уроках и во
внеурочной деятельности.
13) Организация аналитической деятельности педагогов по повышению качества
образования:
 мониторинг личных достижений обучающихся;
 мониторинг личных достижений педагогов;
 мониторинг планируемых результатов освоения образовательных программ;
 диагностика готовности обучающихся к ГИА.
14) Создание системы наставничества по модели «учитель – учитель».
15) Повышение ИКТ компетентности педагогов.
16) Участие педагогов в профессиональных конкурсах разного уровня.
Фактор риска - высокая доля обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель - создание оптимальных условий для обеспечения коррекции недостатков в
развитии детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении образовательных программ,
программы воспитания в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создание универсальной безбарьерной, психологически комфортной образовательной
среды для инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ.
2.
Реализация
комплексного
индивидуально
ориентированного
психологопедагогического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом
психофизического развития обучающихся с ОВЗ.
3. Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы, рабочих
программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Развитие системы тьюторства.
5. Диагностика эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с
ОВЗ в образовательном пространстве школы.
6. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции педагогических
работников через проведение обучающих семинаров, мастер-классов и индивидуальных
консультаций, курсов повышения квалификации.
Антирисковые меры
Для обучающихся с ОВЗ
1) Формирование банка данных обучающихся с ОВЗ.
2) Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений
коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных
программ;
3) Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы, рабочих
программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.
4) Внедрение системы тьюторства и индивидуального сопровождения.
5) Организация повышения квалификации.
15

6) Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание «безбарьерной» среды
(учебные пособия, программы, наглядные пособия, оборудование).
7) Построение систематизированной работы с другими организациями (школы, центры
дополнительного образования, ПМПК) по психолого-педагогическому сопровождению
детей с ОВЗ.
8) Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях,
выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
9) Прохождение соответствующих программ обучения и сопровождения учителей и
других сотрудников школы.
10) Проведение мониторинга по определение качества профессиональных компетенций
учителя.
11) Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области
инклюзии.
12) Контроль и анализ результатов деятельности школы по инклюзивному образованию.
13) Проведение мониторинга успеваемости обучающихся с ОВЗ.
14) Оценка уровня удовлетворенности родителей обучающихся с ОВЗ качеством
образовательных услуг, предоставляемых школой.
15) Тесное взаимодействие специалистов внутри школы: заместителей директора,
учителей-предметников, психолога.

16

Приложение 2.
ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Уважаемый педагог!
Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности
представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по
четырехбалльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:
3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности
практически всегда и стабильно;
2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно
часто и полно;
1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности
редко и не полно;
0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.
№
1
2

3

4

5

6
7

8

9

10
11

Методическая компетенция
Вопросы
Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе
современного образования
Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической
деятельности в соответствии с нормативными требованиями,
уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного
предметного содержания, спроектировать условияхих реализации
Могу выделить методическую проблему в собственной
профессиональной деятельности и своевременно внести изменения
в дидактические и методические материалы для достижения новых
образовательных результатов
Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе
реализации поставленных целей и задач педагогической
деятельности
Использую знания об индивидуальных возможностях и
образовательных потребностях обучающихся в педагогической
деятельности
Могу определить сильные стороны и перспективы развития для
каждого обучающегося в процессе совместной деятельности
Способен конструировать фрагменты уроков, уроки, в целом
связанные с работой над основными компонентами содержания для
достижения запланированных результатов деятельности
Могу
провести
сравнительный
анализ
программ,
учебнометодических комплектов, методических и дидактических
материалов
и
обосновать
их
выбор
для
решения
профессиональных задач в зависимости от ситуации
Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную
составляющую и определить формируемые на ее основе
универсальные учебные действия
Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и
подобранное содержание образования
Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой
целей, подобранными содержанием, формами, методами и

0

1

2

3

17

12

13

14

15

приемами
Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и
обосновать
эффективность
реализуемой
образовательной
программы, используемых методических и дидактических
материалов
Могу оценить эффективность собственных педагогических
воздействий на развитие детей, соотнести результаты с
поставленными целями
Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и
самооценки
обучающихся
для
определения
результатов
освоения образовательной программы
Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами,
работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих
образовательные
программы,
проекты,
методические
и
дидактические материалы
Технологическая компетенция

№
1

Вопросы

0 1 2 3

Осведомлен о сущности технологического подхода в образовании

Знаю структурные компоненты образовательной технологии, могу
обосновать их логическую взаимосвязь
3 Знаю процедуру конкретных образовательных технологий, условия
их реализации в образовательной деятельности
4 Могу проанализировать возможности конкретных образовательных
технологий для достижения различных образовательных
результатов
5 Выбираю образовательные технологии с учетом возрастных,
индивидуально-личностных
возможностей
обучающихся,
спецификой
предмета,
принципами
и
закономерностями
образовательного процесса (в том числе с учетом метапредметного
содержания образования)
6 Применяю технологии деятельностного типа, ориентированные
на развитие системы УУД (технологии проблемного обучения,
проектной, учебно-исследовательской деятельности и т.п.)
7 Могу осуществить перенос конкретной технологии на содержание
преподаваемого предмета
8 Реализую технологический процесс (задачи, этапы, способы
организации обучения работы учителя и учащихся) в строгом
соподчинении каждого элемента и всей системы с целевой
ориентацией технологии
9
Вношу коррективы в технологическую процедуру в случае, если не
удается достичь поставленных целей
10 Разрабатываю технологические карты отдельных занятий или
системы занятий, синхронизируя структуру управленческой
деятельности учителя с учебно-познавательной деятельностью
обучающихся в соответствии с задачами
11 Самостоятельно разрабатываю дидактические и методические
материалы для обучающихся в процессе использования
конкретных образовательных технологий
2

18

12

13

14

15

Подбираю показатели результативности и методы отслеживания
промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой
направленностью и задачами технологии
Могу
проанализировать
результативность
использования
конкретной образовательной технологии в достижении новых
образовательных результатов (личностных, метапредметных,
предметных)
Могу творчески преобразовать структурные компоненты
технологии, предложить свое авторское видение конкретного
технологического процесса
Могу проанализировать личный педагогический опыт с позиции
его технологичности
Исследовательская компетенция

№ Вопросы
0 1 2 3
1 Осведомлен о
методологическом
аппарате
исследования,
понимаю логическую связь и взаимообусловленность его
компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект,
предмет и т.д.)
2 Владею знаниями о научных методах познания, эвристических
методах
решения
исследовательских
задач,
технологиях
проектирования и реализации исследовательской деятельности
3 Ориентирован на поиск и внедрение в личную практику новых
педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь
реализовать их на практике по собственной инициативе
4 Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное
содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования
5 Могу перевести проблему в исследовательскую задачу
6 Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения
исследовательской задачи
7 Могу составить план исследования в рамках выбранного способа
решения исследовательской задачи
8 Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной
методике и обрабатывать их результаты
9 Владею
навыками
поиска
дополнительной
информации
необходимой для решения исследовательской задачи в различных
информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети
Интернет
10 Владею
приемами
самоорганизации
исследовательской
деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в
процессе исследовательской работы
11 Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе
исследовательской работы
12 Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и
обосновать результаты проведенного исследования
13 Использую результаты исследовательской деятельности в личной
педагогической практике
14 Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для
проведения совместной исследовательской работы по внедрению
инноваций в образовательный процесс
19

15 Могу
обобщать
и
творчески
использовать
результаты
исследовательской
работы
в
своей
профессиональной
деятельности; представлять результаты исследовательской работы в
различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастеркласси т.п.)
Проектная компетенция
№ Вопросы
0 1 2 3
1 Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с
педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в
их решении
2 Умею соотносить долю нового и известного в проекте
3 Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному
полю
4 Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных
для достижения целей проекта
5 Обладаю достаточными знаниями для определения сроков
реализации педагогических проектов
6 Умею осуществлять поиск и систематизацию информации,
необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться
различными источниками
7 Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной
деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной
проект
8 Владею
методами
прогнозирования
(моделирование,
регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод
экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые
результаты всех участников проекта
9 Владею методами управления качеством (анализ чувствительности,
сравнительный анализ проектов и др.)
10 Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта
(планирование управления рисками, идентификация рисков,
качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование
реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков)
11 Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и
участников) в рамках педагогического проекта
12 Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы
детей
13 Умею выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с
участниками педагогического проекта (детьми, родителями,
педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий
и ответственности в процессе проектной деятельности
14 Умею организовать презентацию полученных продуктов и
результатов педагогического проекта
15 Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной
деятельности
ИКТ-компетенция
№ Вопросы
0 1 2 3
1 Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки
образовательных достижений обучающихся
20

2
3

4

5

6

7

8

9
10
11
12
13
14
15

Могу помочь обучающимся применять знания по предмету в
реальных ситуациях
Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и
информации,
решения
проблем
в сфере
деятельности,
относящейся к преподаваемому предмету
Могу применять ИКТ для представления учебного материала с
использованием различных
видов и форм организации
информации
Могу применять различные способы представления информации и
методы работы с ней для формирования у обучающихся
универсальных учебных действий
Могу применять современные информационные технологии для
организации
самостоятельной
учебной
деятельности
обучающихся
Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска
информации, подготовки печатных материалов, представления
презентаций, передачи информации, ведения электронных
дневников и т.д.)
Могу применять инструменты для организации различных видов
деятельности
обучающихся
(программы-конструкторы,
инструменты сетевых технологий и т.д.)
Могу проектировать учебную среду с использованием как
локальных, так и сетевых ресурсов
Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса
обучения
Могу организовать проектную деятельность обучающихся с
использованием ИКТ
Могу организовать образовательную среду как сообщество
обучающихся
Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о
преподаваемом предмете
Могу самостоятельно осваивать современные технические средства
и технологии работы с различными видами информации
Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в
учебный процесс
Коррекционно-развивающая компетенция
Вопросы

1

2
3
4
5

0 1 2 3

Имею личную заинтересованность в осуществлении педагогической
деятельности в условиях включения детей с ОВЗ в среду нормально
развивающихся сверстников
Знаю особенности познавательной деятельности и личностного
развития разных категорий обучающихся с ОВЗ
Осведомлен об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ
разных нозологических групп
Владею методами и технологиями дифференцированного и
коррекционно-развивающего обучения
Владею педагогическими технологиями построения взаимодействия
обучающихся

21

6

Могу адаптировать и (или) модифицировать образовательные
программы с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся с ОВЗ
Просуммируйте баллы по каждой компетенции:
от 36 до 45 б. - оптимальный уровень;
от 25 до 35 б. - допустимый уровень;
от 15 до 24б. - пороговый уровень;
от 0 до 14 б. - критический уровень.

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
При разработке программы оценивания на основе требований ФГОС и
Профессионального стандарта были определены основные индикаторы, позволяющие
оценить метапредметные компетенции педагогов.















Индикаторы оценки сформированности методической компетенции:
умение выделять методическую проблему в зависимости от ситуации и
осуществлять постановку (формулировку) задачи с позиции общепедагогических и
специальных педагогических закономерностей учебного процесса, соблюдения
нормативных требований к организации процесса;
умение анализировать условия реализации задач педагогической деятельности на
разных уровнях существования методической системы (общеметодический,
частнометодический);
умение прогнозировать результаты решения педагогической задачи в зависимости от
конкретных особенностей (возрастных, индивидуально - личностных) различных
категорий обучающихся и специфики конкретного предметного содержания;
знание и понимание места каждого компонента в методической системе, их
взаимодействие (цель - задачи - содержание - форма - методы и приемы - средства),
умение осуществить выбор каждого компонента методической системы в
зависимости от внешних факторов (особенности развития ребенка, специфики
предметной области знания концепций и положений педагогической науки вообще
и специальной педагогики в частности) и закономерностей методической системы;
умение осуществлять постановку целей и задач в зависимости от внешних факторов
системы (индивидуальные возможности и особенности развития обучающихся,
особенности преподаваемого предмета, нормативные требования и др.);
умение производить отбор содержания в соответствии с целями, выделять и
оценивать метапредметный потенциал предметного содержания, отбор форм
обучения под заданные цели и подобранное содержание образования; отбор методов
и приемов, согласно поставленных целей, выбранного содержания и формы
обучения; выбор средств образования в соответствии с формулировкой целей,
подобранными содержанием, формой, методами и приемами;
умение контролировать и оценивать решение педагогической задачи в процессе
реализации образовательных программ в соответствии с нормативными
требованиями, в том числе объективно оценивать знания обучающихся сочетая
методы педагогического оценивания, взаимооценкии самооценки обучающихся.
Индикаторы оценки сформированности технологической компетенции:
знание закономерностей, правил проектирования и реализации в реальном процессе
обучения конкретных технологий, умение анализировать возможности технологий
обучении для достижения нового образовательного результата;
умение осуществлять выбор технологий обучения в соответствии с возрастными,
индивидуально-личностными возможностями обучающихся, спецификой предмета,
22























принципами и закономерностями образовательного процесса (в том числе с учетом
метапредметного содержания образования);
умение проектировать технологический процесс (задачи, этапы, способы
организации обучения работы педагога и обучающихся) в строгом соподчинении
каждого элемента и всей системы с целевой ориентацией;
умение разрабатывать технологические карты отдельных занятий или системы
занятий синхронизируя структуру управленческой деятельности педагога с учебнопознавательной деятельностью обучающихся;
умение осуществлять отбор показателей результативности и методов отслеживания
промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой направленностью
технологии.
Индикаторы оценки сформированности исследовательской компетенции :
знание методологического аппарата исследования, понимание логической связи и
взаимообусловленности его компонентов; умение анализировать педагогическую
ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему, находить
способы ее решения;
умение применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и
задачи исследования, делать выводы из полученных результатов;
умение применять приемы самоорганизации исследовательской деятельности,
планировать исследовательскую работу, проводить самоанализ и самоконтроль,
регулировать свои действия в процессе исследовательской работы;
умение работать с научной и методической литературой, сопоставлять факты и
явления, собирать и обрабатывать данные, внедрять полученные результаты в
практическую деятельность;
умение обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в
своей профессиональной деятельности; представлять свой опыт в различных формах
на конференциях, семинарах, вебинарах и т.п.
Индикаторы оценки сформированности проектной компетенции:
умение выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой,
находить людей, заинтересованных в их решении;
умение соотносить долю нового и известного в проект;
умение формировать систему целей, соответствующих проблемному полю;
владение способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения
целей проекта;
обладание достаточными знаниями для определения сроков реализации
педагогических проектов;
умение осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для
реализации педагогического проекта, использовать различные источники
информации;
обладание достаточными знаниями для планирования проектной деятельности,
интеграции отдельных подпроектов в основной проект;
владение методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод
составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умение прогнозировать
ожидаемые результаты всех участников проекта;
владение методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный
анализ проектов и др.);
осведомленность о процессе управления рисками проекта (планирование управления
рисками, идентификация рисков, качественная оценка рисков, количественная
оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков);
23








умение проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в
рамках педагогического проекта;
умение вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей;
умение выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с участниками
педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владение
навыками делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной
деятельности;
умение организовать презентацию полученных продуктов и результатов
педагогического проекта;
умение распространить результаты и продукты проектной деятельности.

Индикаторы оценки сформированности ИКТ-компетенции:
 знание базовых приемов работы с техническими и программными средствами,
организационных
проблем,
связанных
с
их
использованием;
знание
информационных образовательных ресурсов по своему предмету; знание основных
инструментов для организации учебной деятельности; знание технологий
информатизации образовательной деятельности;
 умение осуществлять выбор технических и программных средств, технологий в
соответствии с возможностями образовательной организации и учетом возрастных,
индивидуально-личностных возможностей обучающихся, спецификой предмета;
умение проводить экспертизу образовательных ресурсов;
 умение проектировать учебную деятельность (тематическое планирование,
самостоятельная работа) в условиях информационной образовательной среды с
учетом ее дидактических возможностей; внедрять новые формы и технологии
учебной деятельности;
 умение разрабатывать планы проведения занятий с использованием ресурсов и
технологий информационно-образовательной среды, форм совместной работы
обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности;
 умение разрабатывать контрольно-оценочные образовательные ресурсы для
диагностики учебной деятельности обучающихся.
Индикаторы оценки сформированности коррекционно-развивающей компетенции:
 направленность на осуществление педагогической деятельности с любыми
обучающимися вне зависимости от особенностей здоровья;
 знание
индивидуально-типологических
особенностей
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) разных нозологических
групп и их особых образовательных потребностей;
 умение применять специальные технологии, методы и средства педагогической
деятельности, создавать коррекционно-развивающую среду;
 умение понимать специализированную документацию, составлять психологопедагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ и взаимодействовать с
другими участниками образовательных отношений в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
 умение анализировать, адекватно оценивать собственный опыт образования
обучающихся с ОВЗ и удовлетворять потребность в повышении уровня своей
коррекционно-развивающей компетентности.
Каждый из индикаторов позволяет оценить определенный аспект, влияющий на
процесс формирования метапредметных компетенций (методической, технологической,
исследовательской, проектной, ИКТ, коррекционно-развивающей), их совокупность
определяет полноту сформированности метапредметных компетенций.
24

Анализ
выделенных
индикаторов
позволяет
описать
качественные
характеристики уровней сформированности метапредметных компетенций:
Первый уровень (критический) - педагог распознает педагогические явления,
однако затрудняется в их характеристике, в установлении взаимосвязи отдельных
педагогических явлений, знания не системны и отрывочны. Не всегда осознанно может
применять теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной
деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях,
в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата
и собственных действий по его достижению. Не может оценить возможности
использования современных средств обучения и технологий (в том числе ИКТ) для
достижения новых образовательных результатов и осуществить их перенос в
собственную деятельность. Учет внешних факторов, влияющих на эффективность
образовательного процесса (индивидуальные возможности и особенности развития
обучающихся, особенности преподаваемого предмета, нормативные требования), слабо
выражен и не является необходимым условием обеспечения результативности решения
профессиональных задач.
Второй уровень (пороговый) - педагог имеет определенную сумму знаний, но в
своей практической деятельности руководствуется готовыми разработками,
рекомендациями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать учебный
процесс, находить обоснованное решение методической задачи и творчески его
перерабатывать, обоснованно выбирать пути решения проблемы, способы деятельности
и технологии обучения. Педагог испытывает затруднения в проектировании
метапредметного содержания и видов деятельности обучающихся для достижения
образовательных результатов. Владеет отдельными элементами методической системы,
элементами технологий обучения (в том числе средствами ИКТ-технологий), не
выстраивая их в системе.
Третий уровень (допустимый) - педагог осуществляет на теоретической основе
осмысление цели, содержания, ожидаемых результатов, условий их выполнения.
Основываясь на существующих методических рекомендациях, нормативных
требованиях, может проанализировать предложенные решения на теоретической основе
и осознанно выбрать последовательность применения выбранных методов, технологий,
средств (включая ИКТ), педагогического инструментария для достижения и оценки
новых образовательных результатов. Проектирует образовательный процесс с учетом
внешних факторов, способов деятельности на метапредметном содержании, которые
составляют целостную систему с предметными, способен выстраивать стратегию их
применения в долгосрочном периоде.
Четвертый уровень (оптимальный) - сформированные теоретические
представления позволяют педагогу идентифицировать педагогические факты и явления,
рассматривать их развитие, объяснять и раскрывать их смысл, воспроизводить во
внутреннем плане последовательность действий при осуществлении определенного
способа деятельности, как на предметном, так и на метапредметном содержании;
сформировать наиболее результативные способы достижения образовательных
результатов в условиях самостоятельно выдвигаемых целей и оценки педагогических
ситуаций, в том числе на основе проведенного исследования. Педагог может
самостоятельно конструировать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей
развития обучающихся и нормативных требований; находить обоснованное решение
любой методической задачи, ориентируется на достижения современной науки и
практики. Используемые в практике элементы методической системы, технологические
средстваобучения (включая ИКТ) соподчинены и выстроены в системной логике.
Предназначение каждого уровня заключается в обеспечении информацией об
исходном или текущем состоянии развития метапредметной компетенции и
определении перспектив её дальнейшего развития.
25

Применение уровневого подхода основывается на необходимости определения
степени проявления качества объекта. Учитывая, что под уровнем понимается
подразделение чего-нибудь целого, степень, характеризующая качество, величину
развития чего-нибудь, то логично предположить, что уровень сформированности
профессиональной компетентности педагога отражает способность специалиста решать
профессиональные задачи определенного спектра и степени сложности. Переход
качества на более высокий уровень означает не исчезновение интегративных свойств, а
преобразование их в более совершенные.
Уровень сформированности метапредметных компетенций, определяется на
основании оценки степени выраженности совокупности обозначенных выше
взаимосвязанных знаний и умений в составе каждой компетенции, полноты и
стабильности их проявления в профессиональнойдеятельности учителя, где:
3 балла - умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда
и стабильно;
2 балла - умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и
полно;
1 балл - умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и не
полно;
0 баллов - умение не проявляется, отсутствует.
По каждой компетенции суммируются баллы и соотносятся с выделенными
уровнями сформированности метапредметных компетенций в следующих числовых
границах:
от 36 до 45 б. - оптимальный уровень;
от 25 до 35 б. - допустимый уровень;
от 15 до 24б. - пороговый уровень;
от 0 до 14 б. - критический уровень.
Оценивание
уровня
сформированности
метапредметных
компетенций
начинается с заполнения педагогом оценочных листов (по 15 вопросов на каждую
обозначенную выше компетенцию)

26

Приложение 3.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
ФИО педагога
Содержание деятельности
Сроки
Результат деятельности
Диагностика затруднений, выбор форм оказания помощи,
составление индивидуального плана развития
1. Диагностика затруднений:
- собеседование;
- наблюдение;
- результаты срезовых, контрольных,
диагностических работ обучающихся;
- четвертные, годовые отметки обучающихся;
- результаты участия обучающихся в
конкурсной деятельности;
- результаты профессиональных тестов, проб,
диагностик
2. Выбор форм оказания помощи на основе
анализа потребностей педагога
3.
Составление
индивидуального
плана
развития
Изучение нормативных документов и ведение школьной документации
1. Изучение нормативных документов: Устав
школы, локальные акты, Закон об Образовании,
ФГОС и т.д.
2. Изучение нормативно – правовой базы
школы (должностная инструкция учителя,
календарный учебный график, учебный план,
ООП НОО)
3. Ведение школьной документации.
Требования к срокам и формам ведения
документации, особенности работы с
электронным журналом, помощь в заполнении
документов.
Создание рабочей образовательной программы педагога
1. Ознакомление с требованиями к рабочим
программам
педагога
(ФГОС,
основная
образовательная программа).
2. Самостоятельная работа педагога.
3. Анализ составленной программы.
4. Корректировка.
5. Изменение программы в соответствии с
обновленными ФГОС
Помощь в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы
Методическая помощь, дидактическая помощь:
- консультации по вопросу возрастных
особенностей подростков (школьный психолог);
- современные образовательные технологии;
- контроль и оценка качества знаний
обучающихся;
- формирование универсальных учебных
действий на уроках технологии, формы
27

мониторинга;
- составление документации для участия в
профессиональных конкурсах;
- системно-деятельностный подход в обучении;
- выявление одаренных и неуспевающих детей,
построение системы работы с данными
категориями детей;
- дифференцированный подход к обучению,
особенности работы с обучающимися с ОВЗ;
- организация работы учащихся в малых
группах.
Посещение уроков педагога
1. Посещение уроков педагога с целью
определения затруднений для организации
методической помощи.
2. Анализ посещенных уроков.
3. Совместное составление конструкта урока.
4.
Самоанализ
педагога
(определение
затруднений и способов решения).
5. Посещение уроков педагогов-новаторов.
Ознакомление с передовым педагогическим опытом
Ознакомление с опытом коллег:
- образовательного учреждения
(посещение уроков, мастер-классов,
методических советов школы);
- городского методического объединения (в
рамках отдельного плана ГМО);
- российского педагогического сообщества
(вебинары, мастер-классы).
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства педагога
- Курсовая подготовка.
- Сопровождение педагога в профессиональных
конкурсах.
- Сопровождение педагога в организации
мастер-классов, открытых мероприятий.
- Сопровождение педагога в работе экспертных
групп
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,
научно-исследовательской деятельности учащихся
Сопровождение педагога в организации
конкурсной деятельности учащихся:
- олимпиады, конкурсы, чемпионаты;
- предметные недели;
- организация проектно-исследовательской
деятельности учащихся.
Организация мониторинга эффективности деятельности
Отслеживание и анализ результатов реализации
индивидуального плана развития

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».