Русский язык 10 - 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми инструктивно-методическими документами:
— федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования России от
05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
— приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
— авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений
(Под ред.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2011.- 95 с.);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010
№ 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования в
2011-2012 учебном году».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели и задачи обучения:









воспитание гражданственности и патриотизма, любви; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с
задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.
в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:








приобретение знаний о связи языка и истории, культуры русского и других
народов, о национальном своеобразии русского языка;
закрепление и углубление знаний учащихся об основных единицах и уровнях
языка, развитие умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике
речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах
использования;
развитие и совершенствование способности учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и
навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и
жанров, работа с различными информационными источниками.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися
лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием
навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках
русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение зна-

ний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое
речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в
программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной
речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи,
об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами
русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их
употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом курс «Русский язык» входит в состав
учебных предметов, обязательных на ступени основного (общего) образования.
Годовое количество часов федерального компонента по каждому году обучения:
10 класс
1 час
35 часов

11 класс
1 час
35 часов

Количество контрольных мероприятий за весь курс обучения:
10 класс
5

11 класс
5

Организация образовательного процесса:
Типы уроков
— комбинированный;
— уроки совершенствования знаний, умений и навыков урок;
— урок открытия нового знания;
— урок изучения нового материала;
— урок обобщения и систематизации;
— применение знаний на практике;
— урок контроля и проверки знаний и умений.
Виды уроков
— урок-лекция;
— урок-путешествие;
— урок-экспедиция;
— урок-исследование;
— урок-инсценировка;

—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—

учебная конференция;
урок-экскурсия;
проблемный урок;
урок с использованием учебного кинофильма;
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского
типа);
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) Урок самостоятельных работ;
урок - лабораторная работа;
урок практических работ;
семинар;
повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа;
урок самостоятельных работ;
урок практических работ;
урок – экскурсия;
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
собеседование.

Форма работы с обучающимися
—
—
—
—

фронтальный и индивидуальный опрос;
парная форма обучения;
групповая форма обучения;
дифференцированно-групповая форма обучения.
Виды и формы домашнего задания.

Виды
— индивидуальная;
— групповая;

—
—
—
—
—

творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте;
творческая.

Формы
— усвоение изучаемого материала по учебнику;
— выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по
языку,
— выполнение письменных упражнений;
— выполнение творческих работ (рисунок, сочинение…);
— подготовку докладов по изучаемому материалу;
— изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Формы работы по русскому языку.
1. Различные типы уроков:
— уроки изучения нового материала;
— урок закрепления и развития знаний, умений, навыков;
— уроки повторения;
— комбинированный урок;
— урок проверки знаний;
— повторительно-обобщающий урок;
— урок-исследование;
— урок-семинар;
— урок-беседа
— урок-лекция;
— урок-диспут;
— урок-практикум;
— урок развития речи.
2. Внеклассные мероприятия:
— конференция;
— лингвистическая игра;
— проект;
— КВН.
3. Консультации по русскому языку.
4. Олимпиада по русскому языку.
5. Кружок по русскому языку.
Формы контроля:
– текущий контроль;
– тестовая работа;
– итоговый контроль;
– контрольная работа.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
по предмету «Русский язык».
1. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

2. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
3. Сферы
и
ситуации
речевого
общения. Функциональные
разновидности
языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного,
публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
4. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат,
выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме)
стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста.
Повествование, описание, рассуждение, их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,
явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому
типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием),
чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и
сферой речевого общения.
Овладение
различными
видами
чтения
(ознакомительным,
изучающим,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с
целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Написание сочинений. Создание текстов разных стилей и жанров: тезисы,
конспекты, отзывы, рецензии, аннотации, письма, расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций.
Речь и речевое общение
1.
2.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов
устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных
целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами
речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.

Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание
основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на
слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или
развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение

1.

3.

практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного
или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации
общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему: поиск, анализ и
преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Текст
1.

2.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи
предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического
членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной
переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности
к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и
составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте.
Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств, в зависимости от
цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание
текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и
редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана
текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка
1.

2.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического
(выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление
принадлежности
текста
к
определённой
функциональной
разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и
типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование,
описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке
1.

2.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский
язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского
языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности,
жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные
изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные
разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли
русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание
различий
между
литературным
языком
и
диалектами,
просторечием,

профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты,
богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием
изобразительных средств языка в художественных текстах.
Язык и культура
1.
2.

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения,
объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в
учебной деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
10 КЛАСС – 35 часов.

Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории
русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.;
период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном
общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и
умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения
в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском
языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному
принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (7 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы,
антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления:
диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая
лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы,
историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (3 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при
написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (5 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность,
уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (5 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
11 КЛАСС – 35 часов.
Официально-деловой стиль речи (4 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка,
объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация (6 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения,
виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы
оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений,
предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (6 ч.)
Назначение
публицистического
стиля.
Лексические,
морфологические,
синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой
дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (4 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм,
обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной
речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения.
Язык художественной литературы (6 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование
языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального
языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов
структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении.
Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительновыразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и
современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы,
образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (4 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в
словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного
слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение (5 ч.)
Учебно-тематический план.
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество работ
практического
характера

Количество работ
контрольного
характера
1

4

1

1

7

2

2

4

1

3

1

2

1

5

1

Наименование раздела

Всего часов

Общие сведения о языке
Фонетика, орфоэпия,
орфография
Лексика и фразеология
Морфемика и
словообразование
Морфология и орфография
Информационная обработка
текста
Речь, функциональные
стили речи
Научный стиль речи
ВСЕГО:

7

Официально-деловой стиль
речи (4 ч.)
Информационная обработка
текста
Синтаксис и пунктуация
Публицистический стиль
речи
Разговорная речь
Язык художественной
литературы
Общие сведения о языке
Повторение
ВСЕГО:

3
35
11 класс

6

4

1

2

1

6

1

1

2

1

1

4

1

1

6

1

1

6
5
35

1
6

1
5

1
5

Темы контрольно-оценочных мероприятий.
10 класс
Темы контрольных
работ
Диагностическое
тестирование по теме
«Фонетика. Орфоэпия.
Орфография».

Темы практических
работ
Принципы русской
орфографии.
Фонетический разбор.

Темы
лабораторных
работ

Темы сочинений,
изложений,
диктантов.
Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме исходного

текста.
К.Р. Тестирование
задание ЕГЭ.

Повторение ранее
приобретенных знаний о
лексике русского языка.

Выполнение заданий
ЕГЭ.

Русская фразеология.
Лексические и
Фразеологические
словари. Лексикофразеологический
разбор.
Основные нормы
современного
литературного
произношения
и ударения в русском
языке.
Морфологический разбор
знаменательных и
служебных частей речи,
их словообразование и
правописание.
Способы работы с
источниками
информации

Годовая контрольная
работа (тест).

11 класс
Темы контрольных
работ
Контрольное
тестирование по
материалам ЕГЭ

Контрольное
тестирование по теме

Темы практических
работ
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности делового
стиля.
Синтаксические
особенности
публицистического стиля
речи.
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности разговорной
речи.

РР. Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного текста.
Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного текста.
Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного текста.

Темы
лабораторных
работ

Темы сочинений,
изложений,
диктантов.
Написание
сочинениярассуждения по
тексту Д.С.
Лихачева.
Написание
сочинения в жанре
эссе.
Написание
сочинениярассуждения по
тексту
К.Г.Паустовского.
Подготовка к
сочинению на тему

«Повторение и
обобщение изученного».

Способы первичной
обработки текста

«Моё восприятие и
истолкование
стихотворения А.
Вознесенского
«Живите не в
пространстве, а во
времени...».
Написание
сочинения на тему
«Моё восприятие и
истолкование
стихотворения А.
Вознесенского
«Живите не в
пространстве, а во
времени...».

Календарно – тематическое планирование 10 класс.
Вид контроля.
Измерители
Общие сведения о языке (6 часов + 1 РР)
1. Язык и общество. Язык и общество. Язык и Выразительное
Язык и культура культура. Взаимосвязь
чтение текста
языка и культуры,
вступительной
отражение культуры в
статьи; составление
языке.
сложного плана.

№

Тема урока

Элементы содержания

Ресурсы

Власенков А. И.,
РыбченковаЛ.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005
2-3. Язык и история
Язык и история народа. Составление
Энциклопедия
народа. Русский Три периода в истории развёрнутого плана “Русский язык”. – М.:
язык в
русского языка. Русский текста, сообщения, Аванта +, 1999
современном
язык в современном
беседа.
мире – в
мире. Функции русского
международном и языка
межнациональном
общении.

4. Язык и речь

5-6. Понятие о
системе языка,
его единицах и
уровнях,
взаимосвязях и
отношениях
единиц разных
уровней языка.
7. РР. Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного текста
8. Обобщающее
повторение
фонетики,
графики,
орфоэпии,
орфографии.

Понятия язык, речь,
слово, их сходство и
различие.
Лингвистические
термины. Виды речевой
деятельности. Виды
чтения. Устная и
письменная речь. Диалог
и монолог.

Составление
тезисного плана
статьи учебника,
комментированное
письмо,
составление
сложного плана
текста, письменное
сообщение на одну
из тем(«Язык и
речь», «Монолог и
диалог»),
синтаксический
разбор сложных
предложений

Власенков А. И.,
РыбченковаЛ.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

Система языка. Единицы
и уровни языка. Звук
речи. Морфема. Слово.
Предложение

Комментированное
письмо,
комплексный
анализ текста,
конструирование
предложений,
основные виды
разбора.
Написание
сочинениярассуждения по
предложенным
темам.

Власенков А. И.,
РыбченковаЛ.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

Структура сочинениярассуждения

Фонетика, орфоэпия, орфография (3 часа + 1 к.р.)
Разделы науки о русском Фонетический
Гольдин З. Д. Русский
языке. Фонетика.
разбор слов;
язык в таблицах
Графика. Орфоэпия и
комментир.
орфография. Единицы
письмо;
языка. Фонетический
речеведческий
разбор с элементами
анализ отрывка из
анализа
повести
орфографических
Л.Н.Толстого
трудностей.
«Крейцерова
Правописание гласных в соната».
корня слов.

9. Практическое
занятие
Основные нормы
современного
литературного
произношения
и ударения в
русском языке.

Основные нормы
произношения.
Открытые и закрытые
слоги. Логическое
ударение. Роль ударения
в стихотворной речи.
Выразительные средства
русской фонетики.
Благозвучие. Звукопись.

Фонетический
Гольдин З. Д. Русский
разбор слов, работа язык в таблицах
с орфоэпическим
словарем, подбор
слов с подвижным
ударением из
литературных
произведений

10. Написания,
подчиняющиеся
морфологическом
у, фонетическому,
традиционному
принципам
русской
орфографии.
Фонетический
разбор.

Понятия орфограммы,
сильной и слабой
позиции фонемы.
Основные принципы и
нормы современной
русской орфографии.
Систематизация
изученного по фонетике:
общие характеристики
звуков, порядок
фонетического разбора

Комментированное Гольдин З. Д. Русский
письмо,
язык в таблицах
орфографический
разбор слов,
объяснительный
диктант с
обозначение
орфограмм и
пунктограмм,
конструирование
словосочетаний и
предложений,
работа с толковым
и
орфографическим
словарями,
фонетический
разбор слов.

11. Диагностическое
тестирование
по теме
«Фонетика.
Орфоэпия.
Орфография».

Орфографические и
Входной контроль Сборники тестов
пунктуационные нормы (тестирование)
русского языка;
фонетический разбор
слов. Задания ЕГЭ

Лексика и фразеология ( 4 часа + 1РР + 2КР)
12 Практическая
Лексическое и
Самостоятельно
ГоршковА. И. Русская
работа.
грамматическое
составить и
словесность. – М.:
Повторение ранее значение слова,
записать вопросы к Просвещение, 1998
приобретенных
контекстуальные
материалам
знаний о лексике синонимы и антонимы, параграфа. Работа
русского языка
русская лексика с точки со словарными
зрения ее
статьями. Задание
происхождения,
ЕГЭ
изобразительные
Практическая
возможности синонимов, работа
антонимов, паронимов,
омонимов.
13 Русская лексика с Сферы употребления
Словарный
Горшков А. И. Русская
точки зрения
лексики, межстилевая
диктант,
словесность. – М.:
сферы ее
лексика, лексика
Фразеологическая Просвещение, 1998
употребления
товарно-рыночных
викторина. Работа
отношений, способы
со словарем. Текст
толкования слов,
под диктовку.
группировка слов по
Задание ЕГЭ
тематическому признаку

14 Практическое
занятие. Русская
фразеология..Лекс
ические и
Фразеологические
словари. Лексикофразеологический
разбор.

порядок лексикофразеологического
разбора
Русская фразеология.
Крылатые слова,
пословицы и поговорки.
Нормативное
употребление слов и
фразеологизмов в
соответствии с их
значением и
стилистическими
свойствами. Лексическая
и стилистическая
синонимия
15. Словари русского Строение словарной
языка.
статьи лексического и
фразеологического
словарей,

Словари

Составление
Словари
подробного плана
статьи учебника,
лексикофразеологический
разбор
предложений,
подбор
синонимичных
оборотов,
фразеологизмовсинонимов и
фразеологизмовантонимов к
данным
фразеологизмам,
работа с
этимологическим
словарем, словарем
фразеологизмов

16. РР. Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного текста.
17. Кр
Орфографические и
Тестирование
Выполнение
пунктуационные нормы
заданий ЕГЭ
русского языка.
18. Кр
Выполнение
заданий ЕГЭ

Орфографические и
Тестирование
пунктуационные нормы
русского языка.

Сборники тестов

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

Морфемика и словообразование (3 часа + 1 РР)
19. Повторение.
Основные понятия
Морфемный и
Власенков А. И.,
Морфемика и
морфемики и
словообразователь Рыбченкова Л.М.
словообразование словообразования.
ный разбор слов;
Методические
Морфема. Виды морфем. подбор примеров рекомендации к
Морфемный и
на случаи
учебнику «Русский
словообразовательный
словообразования; язык. Грамматика.
разборы.
образование
Текст. Стили речи”. –
однокоренных слов М.: Просвещение, 2005
и форм слова от
данного слова;
группировка слов с
омонимичными
корнями по
значению корня.
20. Способы
словообразования.
Словообразовательный разбор

Словообразование.
Морфологический и
неморфологический
способы
словообразования.

Конструирование
слов по схемам,
морфемный и
словообразовательный разбор
слов, расшифровка
сложносокращённ
ых слов, подбор
однокоренных слов
с чередующимися
гласными или
согласными в
корне.

21. Выразительные
ИзобразительноМорфемный и
средства
выразительные средства словообразователь
словообразования словообразования
ный разбор слов,
комплексный
анализ текста.
Выполнение
заданий ЕГЭ
22. РР. Контрольное Структура сочиненияНаписание
сочинениерассуждения.
сочинениярассуждение по
рассуждения по
проблеме
предложенным
исходного текста
темам.
23. Обобщающее
повторение
морфологии.
Части речи

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

Тексты изучаемых
художественных
произведений

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Морфология и орфография (3 часа)
Текст. Стили речи”. –
Морфология.
Составление
Власенков
А. И., 2005
М.: Просвещение,
Классификация частей
таблицы
Рыбченкова Л.М.
речи. Критерии
«Самостоятельные Методические
выделения частей речи. и служебные части рекомендации к
Слова, находящиеся вне речи»,определение учебнику «Русский
системы частей речи.
синтаксической
язык. Грамматика.
Переходные явления в
роли существит.,
Текст. Стили речи”. –
области частей речи.
выборочный
М.: Просвещение, 2005
диктант

24. Практическое
занятие
Морфологический
разбор
знаменательных и
служебных частей
речи, их
словообразование
и правописание.

Грамматические
категории.
Грамматические формы.
Способы выражения
грамматических
значений. Общее
грамматическое
значение,
морфологические и
синтаксические
признаки
знаменательных частей
речи. Грамматические
признаки служебных
частей речи.

Морфологический
разбор
самостоятельных и
служебных частей
речи,
объяснительный
диктант, анализ
текста.

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

25. Трудные вопросы Орфографические
Объяснительный
Буланов В. К. Трудные
правописания
нормы. Орфограмма.
диктант,
вопросы морфологии. –
окончаний и
Тип орфограммы.
морфологический М., 1989
суффиксов
разбор глаголов,
разных частей
причастий,
речи.
деепричастий
Информационная обработка текста (2ч+1 ПР)
26. Информационная Главная и
обработка текста. второстепенная
информация.

Работа с
теоретическим
материалом,
упражнения,
работа с тестовым
материалом.
27. Источники
Источники информации. Работа с
информации.
Главная и
теоретическим
Способы работы с второстепенная
материалом,
источниками
информация. Основная упражнения,
информации (ПР) мысль текста.
работа с тестовым
материалом.

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили
речи”. –
Сборник
текстов
М.:
Просвещение,
2005
изучаемых
художественных
произведений.

Речь, функциональные стили речи (4 часа + 1 РР)
28. Что такое текст? Текст. Признаки текста. Работа с
Власенков А. И.,
Строение текста. Виды теоретическим
Рыбченкова Л.М.
преобразования текста. материалом
Методические
Функциональноучебника,
рекомендации к
смысловые типы текста. написание
учебнику «Русский
Тема, основная мысль
аннотации,
язык. Грамматика.
текста. Структура и
составление плана Текст. Стили речи”. –
языковые особенности
текста
М.: Просвещение, 2005
текста.

29. Типы речи.

30. Виды
преобразования
текста. Тезисы.
Конспект.
Выписки.
Реферат.
Аннотация
31. Функциональные
стили речи, их
общая характеристика.

Типы речи (описание,
повествование,
рассуждение). Основные
требования к речи:
правильность, точность,
выразительность,
уместность
употребления языковых
средств.
Виды преобразования
текста.

Работа с текстами
художественного и
научнопопулярного
стилей, понимание
их специфики,
владение навыками
редактирования
текста.
Редактирование
текста, создание
собственного
текста.

Стили речи (научный,
официально-деловой,
публицистический,
разговорный,
художественный).

Работа с текстами
разных стилей:
определение
стилевой
принадлежности
текста. Работа с
толковым
словарём.
Речеведческий
анализ текста

32. РР. Контрольное Структура сочинениясочинениерассуждения.
рассуждение по
проблеме
исходного текста

33- Назначение,
34. стилевые
признаки,
подстили
научного стиля
речи.

Написание
сочинениярассуждения по
предложенным
темам.

Научный стиль речи (4 часа + 1КР)
Научный стиль.
Составление
Стилевые признаки и
тезисов статьи,
разновидности
определение типа
(подстили). Жанровое
речи, определение
разнообразие.
стиля текста с
доказательством.

Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005
Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005
Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005
Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005
Власенков А. И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

35. Лексика научного
стиля речи.
Морфологические
и синтаксические
особенности
научного стиля.

Лексика научного стиля:
нейтральная,
общенаучная,
специальная. Термин и
терминология.
Этимология словтерминов.

Комплексный
анализ текста,
определение
способа
образования словтерминов, работа с
толковым,
этимологическим
словарями, со
словарем
иностранных слов.

Власенков А. И.,
РыбченковаЛ. М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Грамматика.
Текст. Стили речи”. –
М.: Просвещение, 2005

Календарно – тематическое планирование 11 класс.
№

Тема урока

1. Официальноделовой стиль
речи. Сферы его
использования,
назначение.

2 Основные
признаки
официальноделового стиля.

3 Практическое
занятие
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
делового стиля.

Элементы содержания

Вид контроля.
Измерители

Официально-деловой стиль речи (4 ч.)
Особенности
тестирование,
официально-делового
работа по
стиля речи, его
карточкам
назначение.
задания

Ресурсы

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов
основные признаки
тестирование,
Власенков А.И.,
официально-делового
словарный диктант Рыбченкова Л.М.
стиля.
задания ЕГЭ
Методические
Отличие текстов
рекомендации к
официально-делового
учебнику «Русский
стиля от текстов других
язык. Базовый
стилей речи
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов
лексические,
тестирование,
Пособие для занятий по
морфологические,
работа по
русскому языку в ст.
синтаксические
карточкам, анализ классах ср. шк. под ред.
особенности делового
текста
В.Ф. Грекова, С.Е.
стиля.
задания ЕГЭ
Крючкова, Л.А. Чешко
специфика
Сборники тестов
использования в них
лексических,
морфологических,
синтаксических средств.

4 Основные жанры Основные жанры
официальноофициально-делового
делового стиля.
стиля.
Создание текстов
официально-делового
стиля с учётом
внеязыковых
требований,
предъявляемых к ним, и
в соответствии со
спецификой
употребления языковых
средств

Тестирование,
орфографический
диктант, анализ
текста. Задания
ЕГЭ

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов

Информационная обработка текста (2ч +1ПР)

5. Информационная Главная и
обработка текста. второстепенная
Выделение
информация.
главной
информации
текста.

Работа с
теоретическим
материалом.
Работа с тестовым
материалом.
Упражнения.

Розенталь Д.Э. Пособие
по русскому языку в
старших классах. – М.:
Просвещение, 2005
Сборник тестов

6. Способы
первичной
обработки текста.
ПР

Работа с
теоретическим
материалом.
Работа с тестовым
материалом.
Упражнения.
Тесты.

Сборник изучаемых
художественных
произведений.

Источники информации.
Главная и
второстепенная
информация. Основная
мысль текста.

Синтаксис и пунктуация (5 + 1 ч.)

7 Обобщающее
повторение по
теме «Синтаксис
и пунктуация».
Нормативное
построение
словосочетаний и
предложений
разных типов.

Нормы построения
словосочетаний и
предложений разных
типов.
анализ и оценка речевых
высказываний с точки
зрения соблюдения
грамматических норм.

Композиция сочинениярассуждения.
Создание на основе
прочитанного текста
нового текста,
аргументация
собственного мнения
9 Смысловая роль, принципы и функции
принципы и
русской пунктуации, об
функции русской авторских знаках
пунктуации.
препинания.
Авторское
употребление
знаков
препинания.
8 Р/р. Написание
сочинениярассуждения по
тексту Д.С.
Лихачева

Тестирование,
диктант,
работа по
карточкам.
Задания ЕГЭ

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов

Творческая работа, Текст Д.С.Лихачёва
часть С

Тестирование,
объяснительный
диктант.
Задания ЕГЭ

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов
10 Синтаксическая понятие синтаксическая тестирование,
Золотарева И.В.,
синонимия как
синонимия,
доклад
Дмитриева Л.П.,
источник
пунктуационные нормы Задания ЕГЭ
Егорова Н.В.
богатства и
Поурочные разработки
выразительности
по русскому языку: 11
русской речи
класс. – М.: ВАКО,
2016
Сборник тестов
11 Виды
план синтаксического
тестирование,
Розенталь Д.Э. Пособие
синтаксического разбора словосочетания, работа по
по русскому языку в
разбора.
простого и сложного
карточкам,
старших классах. – М.:
Обособление
предложения; правила
словарный диктант Просвещение, 2005
обстоятельств и обособления
задания ЕГЭ
Сборник тестов
дополнений.
обстоятельств и
дополнений.
12 Контрольное
особенности работы с
Тестирование
Сборник тестов
тестирование по тестовыми заданиями.
материалам ЕГЭ

Публицистический стиль речи (5 + 1ч.)

13 Публицистический стиль речи.
Основные
признаки
публицистического стиля
14 Р/р. Написание
сочинения в
жанре эссе.
15 Устное
выступление.
Доклад.
Дискуссия.
Правила деловой
дискуссии,
требования к её
участникам.
16 Практическое
занятие
Синтаксические
особенности
публицистическог
о стиля речи.

основные признаки
публицистического
стиля.

тестирование,
словарный диктант,
анализ текста
задания ЕГЭ

Золотарева И.В.,
Дмитриева Л.П.,
Егорова Н.В.
Поурочные разработки
по русскому языку: 11
класс. – М.: ВАКО,
2006
Сборник тестов
Особенности жанра эссе Творческая работа Сборники тестов
Часть С
Правила устного
выступления;
требования к докладам,
деловой дискуссии,
требования к её
участникам, приёмы
опровержения.

Доклады,
творческая работа
задания типа
ЕГЭ

Золотарева И.В.,
Дмитриева Л.П.,
Егорова Н.В.
Поурочные разработки
по русскому языку: 11
класс. – М.: ВАКО,
2006

Синтаксические
особенности
публицистического
стиля речи. Анализ
публицистических
текстов.

Тестирование.
Объяснительный
диктант.

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2019
Сборники тестов

Разговорная речь (3+1ч.)
17 Разговорная речь Сферы использования, Доклад, анализ
назначение. Основные
текста
признаки разговорной
Задания ЕГЭ
речи.

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов

18 Практическое
занятие
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенностиразго
ворной речи.

Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
разговорной речи.
Анализ разговорной
речи с точки зрения
специфики
использования в ней
лексических,
морфологических,
синтаксических средств.

Тестирование,
анализ текста,
работа по
карточкам.
Задания ЕГЭ

19 Невербальные
средства
общения.
Культура
разговорной речи.

Понятие невербальные
средства общения,
культура разговорной
речи.
нормы речевого
поведения;

Тестирование,
работа по
карточкам,
творческая работа
Задания ЕГЭ

20 Р/р. Написание
сочинениярассуждения по
тексту К.
Паустовского.

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов

Золотарева И.В.,
Дмитриева Л.П.,
Егорова Н.В.
Поурочные разработки
по русскому языку: 11
класс. – М.: ВАКО,
2006
Композиция сочинения- Творческая работа Текст К.Г.Паустовского
рассуждения.
Часть С
Аргументация
собственного мнения.

Язык художественной литературы (4 + 2 ч.)
21 Общая
Особенности
Работа по
Власенков А.И.,
характеристика
художественного стиля. карточкам,
Рыбченкова Л.М.
художественного отличительные
задания ЕГЭ
Методические
стиля.
особенности языка
рекомендации к
художественной
учебнику «Русский
литературы в сравнении
язык. Базовый
с другими
уровень». М.
функциональными
«Просвещение», 2010
разновидностями языка.
Сборники тестов
22 Язык как
Язык - первоэлемент
Тестирование,
Власенков А.И.,
первоэлемент
художественной
анализ текста
Рыбченкова Л.М.
художественной литературы тема , идея Задания ЕГЭ
Методические
литературы
прозаического и
рекомендации к
поэтического текста
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов

23 Языковая
Понятия: подтекст,
личность автора в языковая личность
произведении.
автора.
Подтекст.

Тестирование,
изложение по
тексту
художественного
стиля.
Задания ЕГЭ

24 Источники
богатства и
выразительности
русской речи.
Основные виды
тропов и
стилистических
фигур
25 Р/р. Подготовка к
сочинению на
тему «Моё
восприятие и
истолкование
стихотворения А.
Вознесенского
«Живите не в
пространстве, а во
времени...»
26 Р/р. Написание
сочинения на
тему «Моё
восприятие и
истолкование
стихотворения А.
Вознесенского
«Живите не в
пространстве, а во
времени...»

Тестирование,
сообщения
учащихся,
выборочный
диктант, анализ
текста
Задания ЕГЭ

Источники богатства и
выразительности
русской речи. Основные
виды тропов и
стилистических фигур

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов
Тексты изучаемых
художественных
произведений, сборник
тестов.

План анализа
творческая работа
лирического
Часть С
произведения. Язык
художественного текста

Текст стихотворения
А.Вознесенского

План анализа
творческая работа
лирического
Часть С
произведения. Язык
художественного текста

Текст стихотворения
А.Вознесенского

Общие сведения о языке (4 ч.)

27 Язык как система. Основные
Основные уровни классификационные
языка.
признаки выделения
функциональных
разновидностей языка,
функционально-стилевая
дифференциация
современного русского
литературного языка,
взаимодействие
функциональных
разновидностей
современного русского
литературного языка.

Тестирование,
доклад,
работа по
карточкам
задания ЕГЭ

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов

28 Практическое
занятие
Культура речи.
Нормы
современного
русского
литературного
языка.

Тестирование,
орфоэпический
диктант
задания ЕГЭ

Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к
учебнику «Русский
язык. Базовый
уровень». М.
«Просвещение», 2010
Сборники тестов
Тексты изучаемых
художественных
произведений, сборник
тестов.

Нормы современного
русского литературного
языка.
основные
произносительные и
акцентологические
нормы современного
русского литературного
языка.
29 Роль мастеров
Роль мастеров
художественхудожественного слова в
ного слова в
становлении, развитии и
становлении,
совершенствовании
развитии и
языковых норм.
совершенствован нормативные словари
ии языковых
современного русского
норм.
языка и справочники.
30 Выдающиеся
Правила устного
учёные-русисты. выступления;
выдающихся учёныхрусистов, их заслуги.
31- Повторение.
32. Морфология и
орфография.

Тестирование,
работа по
карточкам,
задания ЕГЭ

Доклады

Материалы Сети
Интернет

Повторение (5ч.)
Понятия «морфология» и Тестирование,
Сборник тестов
«пунктуация». Части
работа по
речи, морфологический карточкам,
разбор самостоятельных словарный диктант
и служебных частей
задания ЕГЭ
речи; изученные
орфографические
правила.

33. Повторение.
Понятия
Словообразование «словообразование» и
и орфография.
«орфография», способы
образования слов.
словообразовательный
разбор слова и разбор
слова по составу.
34. Контрольное
Задания ЕГЭ части А и Б
тестирование по
теме «Повторение
и обобщение
изученного».
35. Анализ
Правила работы над
контрольного
ошибками.
тестирования.

Тестирование,
Сборник тестов
работа по
карточкам,
предупредительны
й диктант
задания ЕЭ
Тестирование

Сборник тестов

Тестирование,
работа над
ошибками

Сборник тестов

Формы обучения:
Методы и приёмы обучения:
— обобщающая беседа по изученному материалу;
— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата,
доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
и т. д.);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
— письмо под диктовку;
— комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
— оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
— взаиморецензирование;
— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
— разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее,
ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др;
— аудирование;

— информационная переработка устного и письменного текста:
 составление плана текста;
 пересказ текста по плану;
 пересказ текста с использованием цитат;
 переложение текста;
 продолжение текста;
 составление тезисов;
 редактирование;
— создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
— докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.
— создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
— участие в дискуссии;
— создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с
учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка;
— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
— работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде), конспектирование.
Требования к уровню подготовки выпускников.
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
— связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
— орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
уметь
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
аудирование и чтение
— использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
— осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
— развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
— самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
Оценка результата образования.
Текущее оценивание:
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
— контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям;
— учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
— учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста,
владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительновыразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
— учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и
сферах общения;
— формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
— полноту и правильность ответа;
— степень осознанности, понимания изученного;
— языковое оформление ответа.
2. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
— полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
— обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;
— излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Отметка «4» ставится, если ученик:
— даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности
и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но:
— излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
— не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
— излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.

1.

Оценка сочинений и изложений.
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
— умение раскрывать тему;
— умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
— соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Оценки

— полнота раскрытия темы;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
— разнообразие словаря и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки
Содержание и речь

Грамотность

«5» 1. Содержание работы полностью
соответствует теме. 2. Фактические
ошибки отсутствуют. 3. Содержание
излагается последовательно. 4. Работа
отличается богатством словаря,
разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. 5. Достигнуто
стилевое единство и выразительность
текста. В целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2 речевых
недочёта.

Допускается:
1) 1 орфографическая;
2)или 1 пунктуационная;
3)или 1 грамматическая ошибка.

«4» 1. Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы). 2.
Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности. 3. Имеются незначительные
нарушения последовательности в
изложении мыслей. 4. Лексический и
грамматический строй речи достаточно
разнообразен. 5. Стиль работы отличается
единством и достаточной
выразительностью. В целом в работе
допускается не более 2 недочётов в
содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.

Допускается:
1) 2 орфографические и 2 пунктуационные
ошибки;
2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки;
3) или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок;
4) а также 2 грамматические ошибки.

«3» 1. В работе допущены существенные
отклонения от темы. 2. Работа достоверна
в основном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности. 3. Допущены
отдельные нарушения последовательности
изложения. 4. Беден словарь и
однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление. 5.
Стиль работы не отличается единством,
речь недостаточно выразительна. В целом
в работе допускается не более 4 недочётов
в содержании и 5 речевых недочётов.
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2.
Допущено много фактических
неточностей. 3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует
плану. 4. Крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления. 5.
Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:
1) 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки;
2) или 3 орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок;
3) или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок (в 5
классе - 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки).

Допускается:
1) 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок;
2) или 6 орфографических ошибки и 8
пунктуационных ошибок;
3) или 5 орфографических ошибок и 9
пунктуационных ошибок
4) или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.

Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы
этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по
всем изученным темам.
Объем диктанта устанавливается:
для 10-11 класса – 150-170 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и
служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 10-11 класса - 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме,
должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать
выявление прочности ранее приобретенных навыков
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из
изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть

представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно
превышать:
в 10-11 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих
уроках).
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
— в переносе слов;
— на правила, которые не включены в школьную программу;
— на еще не изученные правила;
— в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
— в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»),
«мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К
негрубым относятся ошибки:
— в исключениях из правил;
— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
— в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных
от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется
правилами;
— в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
— в написании Ы и И после приставок;
— в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...;
ничто иное не...; не что иное как... и др.);
— в собственных именах нерусского происхождения;
— в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все
они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при
наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3;
0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки
(4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является:
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки;
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок);
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются
2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве
ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
— степень самостоятельности учащегося;
— этап обучения;

— объем работы;
— четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2
исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Выставление оценок за полугодие.
Оценки за полугодие выставляются на основании текущего опроса (за устные ответы
учащихся) и контрольной аттестации после изучения темы (за письменные, практические,
контрольные работы) в течение триместра и полугодия.
Количество текущих оценок, необходимых для выставления итоговой оценки за полугодие, должно быть не менее пяти.
Учащиеся, пропустившие 2/3 (67%) учебных занятий в течение триместра (полугодия), не аттестуются.
При выставлении оценок учитель руководствуется следующим:
1. Оценка «5» выставляется при наличии большего количества отличных оценок при отсутствии неудовлетворительных оценок, (однако, неудовлетворительная оценка не учитывается, если учащийся в течение триместра (полугодия) показал более высокие знания по этому же материалу и получил положительную оценку).
2. Оценка «4» выставляется при наличии большего количества оценок «4» при отсутствии неудовлетворительных оценок, (однако, неудовлетворительная оценка не учитывается, если учащийся в течение триместра (полугодия) показал более высокие знания
по этому же материалу и получил положительную оценку).
3. Оценка «3» выставляется при наличии большего количества удовлетворительных оценок.
4. Неудовлетворительная оценка «2» выставляется, если учащийся не усвоил изучаемый
материал и имеет в основном оценки «2».
Каждому учащемуся предоставляется возможность в течение триместра (для учащихся 10 и 11 классов в течение полугодия) повторно ответить (сдать зачет) по любой изученной
теме. В случае если учащийся показал при ответе сформированности знаний, умений, навыков по этой теме (по вопросу темы), ему выставляется в журнал рядом с ранее полученной
новая оценка, которая и учитывается при выставлении оценки за триместр (полугодие).
Выставление оценок за год.
Годовая оценка по предмету определяется на основании оценок за триместр (полугодовых) оценок.
Оценка «2» за год выставляется при наличии двух неудовлетворительных оценок.

Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,
2008г.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому
языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение,
2005.
6. Разные типы словарей.
Образовательные электронные ресурсы.
1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
3. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
4. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htmДистанционная
поддержка учителей-словесников
7. http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
Образовательные диски.
1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».