Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ № 75 Рабочая программа по предмету «Физика» (профильный уровень) Государственный образовательный стандарт среднего общего образования 10-11 класс Рассмотрено на методическом совете МБОУ СОШ № 75 от 30.08.2019 г. 2019 – 2020 учебный год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по физике, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с использованием авторской программы среднего общего образования для 10-11 классов Л.С. Хижняковой. В программе также учитываются ведущие идеи развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования, которые способствуют формированию у обучающихся гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний – умения учиться. Предлагаемая программа ориентирована на использование системно-деятельностного подхода к процессу обучения и предусматривает: самостоятельность планирования и организации учебно-познавательной деятельности; формирование готовности обучающихся к принятию самостоятельных решений, саморазвитию, непрерывному образованию и выбору будущей профессии в соответствии с собственными интересами и возможностями, социальной мобильности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит значительный вклад в формирование у обучающихся системы знаний об окружающем мире, физической картины мира, которая является основой естественнонаучной картины мира. Изучение физики необходимо для развития научного мировоззрения и научного стиля мышления обучающихся. Школьный курс физики является системообразующим для других учебных предметов естественнонаучного цикла – химии, биологии, географии и астрономии. Курс физики в старшей школе является логическим продолжением курса физики основной школы. Преемственность этих курсов реализуется в содержании (принципы относительности, причинности, суперпозиции, соответствия, законы сохранения) и методах исследования физических процессов и явлений (физический эксперимент, метод моделирования, естественнонаучный метод Галилея). Значительное внимание в курсе физике старшей школы уделено применению научного метода познания к изучению процессов и явлений окружающего мира, решению учебных проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности. Целью изучения физики является осуществление политехнического образования школьников, подготовка их к труду, формирование гуманистических и экологических представлений Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих задач: Формировать у обучающихся умение видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; формировать у обучающихся целостное представление о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; приобрести обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; 3 овладеть системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни. Учебная программа углубленный уровень 10-11 класс – 4 часа в неделю. Содержание курса Физика и методы научного познания Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира. Механика Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии. Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств. Демонстрации 1. Зависимость траектории от выбора отсчета. 2. Падение тел в воздухе и в вакууме. 3. Явление инерции. 4. Измерение сил. 5. Сложение сил. 6. Зависимость силы упругости от деформации. 7. Реактивное движение. 4 8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Молекулярная физика Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики. Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: - при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; - для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления. Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. Демонстрации 1. Механическая модель броуновского движения. 2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. 3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. 4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. 5. Устройство гигрометра и психрометра. 6. Кристаллические и аморфные тела. 7. Модели тепловых двигателей. Электродинамика Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. 5 Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи. Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяснение этих явлений. Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи. ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки, показателя преломления вещества, длины световой волны; выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока, явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа. Демонстрации 1. Электризация тел. 2. Электрометр. 3. Энергия заряженного конденсатора. 6 4. Электроизмерительные приборы. Экспериментальная физика Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления. Демонстрации 1. Магнитное взаимодействие токов. 2. Отклонение электронного пучка магнитным полем. 3. Магнитная запись звука. 4. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. 5. Свободные электромагнитные колебания. 6.Осциллограмма переменного тока. 7.Генератор переменного тока. 8. Излучение и прием электромагнитных волн. 9. Отражение и преломление электромагнитных волн. 10. Интерференция света. 11. Дифракция света. 12. Получение спектра с помощью призмы. 13. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. 14. Поляризация света. 15. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. 16. Оптические приборы. Квантовая физика Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра. Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров. 7 Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры. Демонстрации 1. Фотоэффект. 2. Линейчатые спектры излучения. 3. Лазер. 4. Счетчик ионизирующих излучений. Строение Вселенной Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. "Красное смещение" в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. Наблюдение и описание движения небесных тел. Компьютерное моделирование движения небесных тел. 8 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения физики ученик должен: Знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила; смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, электромагнитной индукции, фотоэффекта. Уметь: описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект; описывать и объяснять результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения. фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических 9 выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; применять полученные знания для решения физических задач; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. Типы и виды уроков, формы организации образовательного процесса урок-консультация урок-практическая работа уроки-деловые игры уроки-соревнования уроки с групповыми формами работы уроки творчества уроки-зачеты уроки-конкурсы уроки-игры уроки-конференции уроки-семинары интегрированные уроки 10 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОС (НРК) Ценностно-ориентационная составляющая: в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью. чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность; Деятельностно-коммуникативная составляющая: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. умение вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Предметно-информационная составляющая: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды; 11 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс Наименование раздела 1.Физика и методы научного познания 2.Механика 3.Молекулярная физика. Термодинамика 4 Основы электродинамики Резерв Всего: Количество работ контрольного характера 2 1 1 4 Количество часов Количество контрольных Количество лабораторных углубленный работ работ уровень 1.Основы электродинамики 40 1 5 2. Колебания и волны 40 3 2 3.Оптика 26 1 2 4.Элементы теории относительности 4 5.Квантовая физика 23 1 1 6.Элементы астрофизики 7 Всего: 140 5 10 Темы контрольно-оценочных мероприятий 10 класс Темы контрольных работ Темы лабораторных работ Кинематика 1. Измерение жёсткости пружины. Динамика 2. Измерение коэффициента трения скольжения. Молекулярная физика. Термодинамика 3. Изучение закона сохранения механической энергии. Электростатика 4. Определение влажности воздуха. 5. Определение удельной теплоты плавления. Наименование раздела 1. 2. 3. 4. Количество часов Количество лабораторных углубленный работ уровень 4 54 2 34 3 40 8 140 5 11 класс 12 1. 2. 3. 4. Темы контрольно-оценочных мероприятий 11 класс Темы контрольных работ Темы лабораторных и практиченских работ Основы электродинамики 1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Механические колебания и волны 2. Определение элементарного заряда при электролизе Электромагнитные колебания и волны 3. Последовательное и параллельное соединения проводников Оптика 4. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током 5. Изучение ЭМИ 6. Исследование колебаний пружинного маятника 7. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника 8. Измерение показателя преломления стекла 9. Измерение длины световой волны 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Тема Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Научный метод познания мира(4 часа) Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы Экспериментальные познания окружающего мира и их отличия от других задачи. методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. 1 Что изучает физика. 2 Физические явления. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Роль математики в физике. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. 3 Физические явления. Измерение физических величин. Международная система единиц. Погрешности измерений. Расчет абсолютной и относительной погрешности измерений. 4 Физическая картина мира Основные элементы физической картины мира. Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры измерительных приборов. Тема 1. Механика (54 часа) Кинематика (18 часов) Опыты, демонстрация Ресурсы урока Мультимедиа, Тетрадь нетбуки Интерактивная доска Учебник тетрадь Интерактивная доска Учебник тетрадь Интерактивная доска Учебник тетрадь 14 № Тема Элементы содержания 5-7 Механическое движение, виды движений, его характеристики. 8-10 Прямолинейное равноускоренное движение. Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и принцип относительности Галилея. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении. Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. 11-13 Решение задач на движение с постоянным ускорением. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. Равномерное движение тела по окружности Повторение. Решение задач по теме «Кинематика». 14-16 17-19 20-21 22 23-24 25 Контрольная работа № 1 "Кинематика". Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Понятие силы как Контрольнооценочная деятельность Фронтальный опрос. Опыты, демонстрация Ресурсы урока Зависимость траектории от выбора системы отсчета Интерактивна я доска Учебник тетрадь Самостоятельная работа Исследование равноускоренного движения Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Решение качественных задач. тест видео Интерактивна я доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник задач Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка. Равномерное движение тела по окружности. Центростремительное ускорение Решение качественных и расчетных задач. тест Контрольная работа. Динамика (20 часов) Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета. Решение качественных задач. Явление инерции Интерактивна я доска Учебник тетрадь Взаимодействие. Сила. Динамометр. Измерение сил. Групповая Измерение и сложение сил Тетрадь 15 № 26-28 Тема Элементы содержания меры взаимодействия тел. Решение задач. Первый закон Ньютона Инерция. Сложение сил. Принцип суперпозиции сил Законы динамики . Первый закон Ньютона 29-31 Второй закон Ньютона. 32-33 Третий закон Ньютона. 34 Пространство и время в классической механике Пространство и время в классической механике 35-36 Явление тяготения. Гравитационные силы. Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Силы в 37-38 39 40-41 42 Второй закон Ньютона. Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. . Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе. Лабораторная Опыты, демонстрация Решение задач. Самостоятельная работа Второй закон Ньютона Тест. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики. Опыт с трубкой Ньютона Фронтальный опрос видео механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного Закон всемирного тяготения. Гравитационная тяготения. Первая постоянная. Ускорение свободного падения, его космическая скорость. зависимость от географической широты. Сила тяжести и Вес тела. ускорение свободного падения. Как может двигаться Невесомость и тело, если на него действует только сила тяжести? перегрузки Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Вес тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки Движение небесных Движение небесных тел тел Решение задач Контрольнооценочная деятельность фронтальная работа. Решение задач «Движение небесных тел и космические исследования» Фронтальный опрос Решение задач Лабораторная Ресурсы урока Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник зада Гири, тележки Мультимедиа , Тетрадь Интерактивна я доска Учебник тетрадь Учебник Тетрадь Дидактически й материал Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник зада 16 № Тема Элементы содержания работа №1. Измерение жёсткости пружины Контрольнооценочная деятельность работа. Опыты, демонстрация Исследование реактивного движения Ресурсы урока Законы сохранения (12часов) 43-44 45-47 48-50 51-52 Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса). Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Замкнутая система. Решение задач. Фронтальный опрос Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач. Использование Тест. Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. Закон сохранения энергии в механике. Решение задач Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость. Закон сохранения Решение задач. Превращение механической энергии и закон сохранения энергии и импульса. Учебник Тетрадь Дидактически й материал Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии. Самостоятельная работа. Видео Изучение закона сохранения механической энергии Лабораторная работа. Учебник Тетрадь Дидактически й материал нетбуки Лабораторное оборудование Тетрадь нетбуки законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. механической энергии. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. 53 Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии». Интерактивна я доска Учебник тетрадь Практическое Тетрадь применение физических Учебник знаний в повседневной Сборник задач жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. 17 № 54 Тема Элементы содержания Контрольная работа № 2. "Динамика. Законы сохранения в механике". Законы сохранения. Опыты, демонстрация Ресурсы урока Тетрадь Дидактически й материал Статика. Законы гидро- и аэростатики (4 часа) 55 Давление. Закон Паскаля. Давление. Закон Паскаля. 56 Атмосферное давление. Закон Архимеда Атмосферное давление. Закон Архимеда Условие плавания тел Решение задач Условие плавания тел 57-58 Контрольнооценочная деятельность Контрольная работа. Решение задач. Фронтальный опрос Интерактивна я доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Учебник Тетрадь Дидактически й материал нетбуки Тест. Самостоятельная работа. Молекулярная физика. Термодинамика (34 часа) Основы молекулярно-кинетической теории (8 часов) 32 Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение. Диффузия. 33 Решение задач на Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Границы применимости модели идеального газа. Броуновское движение. Решение качественных задач. Модель броуновского движения Модель хаотического движения молекул газа. Учебник Тетрадь Дидактически й материал Решение задач. Проведение Тетрадь опытов 18 № Тема Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность расчет величин, характеризующих молекулы. 34 65-66 67-68 69-70 71 72 73 74 Ресурсы урока по изучению свойств газов, Учебник жидкостей и твердых тел, Сборник тепловых процессов и задач агрегатных превращений вещества. Силы взаимодействия Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и Решение качестмолекул. газообразных тел. венных задач. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Идеальный газ в Тест. Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ. МКТ. Основное Связь давления со средней кинетической энергией уравнение МКТ. молекул. Температура. Энергия теплового движения молекул (4 часа) Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Опыты, демонстрация Модели молекул. Теплопередача. Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры. Абсолютная Решение качественных задач. Смешивание воды разной температуры Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул. Тест. Фронтальный опрос Видео температура Мультимедиа , Тетрадь нетбуки Интерактивная доска Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (4 часа) Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы Модель и уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. Решение задач. Графики изопроцессов. Лабораторная работа №3. Графики изопроцессов. Построение графиков. Лабораторный набор. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изобарный процесс. Видео Тест Лабораторная работа Тетрадь Учебник Сборник задач Интерактивная доска Интерактивная доска Лабораторное оборудование 19 № Тема «Опытная проверка закона Гей-Люссака». 75-76 77-78 79-80 Кипение. Испарение жидкостей Влажность воздуха и ее измерение Влажность воздуха и ее измерение Механические свойства твердых тел Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Тетрадь нетбуки Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кипение. Испарение жидкостей Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности. Интерактивная доска Самостоятельная работа Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Решение задач. Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Самостоятельная работа Гигрометр. Тетрадь Учебник Сборник задач Интерактивная доска Основы термодинамики (16 часов) 81-82 Внутренняя энергия. 83-84 Работа в термодинамике. 85-87 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 88-89 Первый закон термодинамики. Решение задач. 90-92 Необратимость процессов в природе. Решение задач. Видео Экспериментальные задачи. Видео Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики. Адиабатный процесс Тест. Видео Примеры необратимых процессов. Понятие необратимого процесса. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Границы Решение качественных задач. Интерактивна я доска Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник 20 № 93-95 96 Тема Принцип действия и КПД тепловых двигателей. Контрольная работа № 3. «Молекулярная физика. Основы термодинамики». Элементы содержания применимости второго закона термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Максимальное значение КПД тепловых двигателей. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока задач Самостоятельная работа Модели тепловых двигателей Контрольная работа. Тема 3. Основы электродинамики (40 часов) Электростатика (40 часов) Что такое Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, Фронтальный опрос электродинамика. два знака зарядов. Элементарный электрический Строение атома. заряд. Электризация тел и ее применение в технике. Электрон. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Электрический заряд и элементарные частицы. 100-101 Закон Кулона. Закон Кулона – основной закон электростатики. Фронтальный опрос Решение задач. 97-99 102-103 Закон сохранения электрического заряда. 104-106 Решение задач. Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона. 107-109 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов Единица электрического заряда. Принцип Тест. Фронтальный опрос Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. Решение задач. Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Устный опрос суперпозиции электрических полей. Опыты с султанами Электроскоп Таблицы Мультимедиа , Тетрадь нетбуки Набор по электричеству Тетрадь Учебник Сборник задач Интерактивна я доска Опыты с электроскопами Мультимедиа , Тетрадь нетбуки Видео Тетрадь Учебник Сборник 21 № Тема Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация 110-111 Принцип суперпозиции полей. Решение задач. Принцип суперпозиции полей. 112-114 Силовые линии электрического поля. Решение задач. Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара. Решение задач. Устный опрос 115-117 Решение задач. Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. Вычисление напряженности. Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля. Решение задач. Потенциал поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Решение задач. Вольтметр Связь между напряженностью поля и напряжением. Решение задач. Набор по электричеству Проводники в электрическом поле. Проводники в электрическом поле. Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Диэлектрики в электрическом поле. 130-131 Электрическая емкость проводника. Диэлектрики в электрическом поле. Решение задач. Устный опрос Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростати-ческом поле. 121-123 Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. 124-125 Связь между напряженностью поля и напряжением. 118-120 125-126 127-129 Энергия электрического поля. Электрическая емкость проводника. Набор по электричеству Тест. Видео Видео Набор по электричеству Ресурсы урока задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Интерактивна я доска Мультимедиа , Тетрадь нетбуки Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник 22 № Тема Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. 137-138 Повторительнообобщающий урок по теме 139 Контрольная работа № 4. «Электростатика» 140 Промежуточная аттестация. 132-136 Элементы содержания Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Повторительно-обобщающий урок по теме Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Тест. Энергия заряженного конденсатора Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Контрольная работа Ресурсы урока задач Интерактивна я доска Тетрадь Учебник 23 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Тема . Сила тока. Источники постоянного тока. Элементы содержания Тема 1. Основы электродинамики (40 часов) Законы постоянного тока (20 часов) Электронная проводимость металлов. Модель электронного газа. Постоянный ток. Сила тока. Источники постоянного тока. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Устный опрос Видео Тетрадь Учебник Устный опрос Набор по электричеству Мультимеди а, Тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Сборник задач Мультимеди а, Тетрадь 1-2 Электрический ток 3-4 Сторонние силы. Электродвижущая сила 4-6 Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Тест. Видео 7-9 Работа и мощность постоянного тока. Удельное электрическое сопротивление вещества. Работа и мощность постоянного тока. Тест. Набор по электричеству 9-10 Закон Джоуля-Ленца Закон Джоуля-Ленца Физический диктант Видео 11-13 Закон Ома для полной (замкнутой) цепи Закон Ома для полной (замкнутой) цепи Физический диктант Набор по электричеству 14-15 Расчёт электрических цепей Расчёт электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников. Устный опрос Набор по электричеству Тетрадь Учебник Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Тест. Видео Тетрадь Учебник 16 Сторонние силы. Электродвижущая сила. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 24 № Тема 17 Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Повторение по теме «Постоянный ток» 18 19-20 21-23 Магнитное поле, его свойства. 24-26 Магнитное поле постоянного электрического тока. 27-28 Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». 29-30 Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. 31-32 Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Устный опрос Опыты, демонстрация Ресурсы урока Набор по электричес Тетрадь Учебник Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Устный опрос Набор по электричес Тетрадь Учебник Определение элементарного заряда при электролизе Устный опрос Видео Тетрадь Учебник Сборник задач Тест. Опыты с постоянными магнитами Тетрадь Тест. Видео Мультимеди а, Тетрадь, нетбуки Лабораторн ое оборудован ие Тетрадь нетбуки Интерактив ная доска Учебник тетрадь Магнитное поле (10 часов) Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Энергия магнитного поля. Основные свойства магнитного поля. Индукция магнитного поля . Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика». Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Лабораторная работа. Действие магнитного поля на движущийся Физический диктант. электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Электромагнитная индукция (10 часов) Явление электромагнитной индукции. Тест. Электромагнитная индукция. Закон Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции электромагнитной индукции. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Видео Катушка, гальванометр, постоянные Интерактив ная доска Учебник 25 № Тема Элементы содержания Фарадея.Магнитный поток. Контрольнооценочная деятельность 33-35 Направление индукционного тока. Правило Ленца. Направление индукционного тока. Правило Ленца. . Дидактический материал. 36-37 Самоиндукция. Индуктивность. Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Электроизмерительные Физический диктант. приборы 38-39 40 Взаимосвязь электрического и Электромагнитное поле. Энергия магнитного магнитного полей. поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле. Контрольная работа №1. «Основы электродинамики». Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Дидактический материал. Свободные колебания. Колебательные системы. 43-45 Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания 46-47 Свободные колебания пружинного маятника. Свободные колебания пружинного маятника 48-50 Свободные колебания Свободные колебания математического Ресурсы урока магниты видеофрагмент тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Таблица Интерактив ная доска Учебник тетрадь Тетрадь для контрольны х работ Дидактичес кий материал Катушка, гальванометр, постоянные магниты, лампочки Видео Контрольная работа. Тема 2. Колебания и волны (40 часов) Механические колебания и волны (16 часов) Свободные колебания. Колебательные системы. Дидактический материал. 41-42 Опыты, демонстрация видеофрагмент Тетрадь Учебник Интерактив ная доска Дидактический материал. Пружинный маятника Интерактив ная доска Дидактический материал. математический маятник Нетбуки математический Тетрадь 26 № 51-52 53-54 55 56 Тема Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация маятник Ресурсы урока математического маятника. Период колебаний математического маятника маятника. Период колебаний математического маятника Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина и скорость распространения волны. Звук и его характеристики Решение задач Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина и скорость распространения волны. Звук и его характеристики Решение задач Устный опрос Тест. видеофрагмент Интерактив ная доска Физический диктант. видеофрагмент Тетрадь Учебник Лабораторная работа Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника Контрольная работа №2. «Механические колебания и волны». Лабораторная работа Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника Лабораторная работа. Лабораторное оборудование Тетрадь Учебник Контрольная работа №2. «Механические колебания и волны». Учебник Нетбуки Тетрадь Учебник 57-58 Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные колебания (24 часов) Открытие электромагнитных колебаний. Физический Свободные и вынужденные электромагнитные диктант.. колебания. 59-61 Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний. Устный опрос Тест. 62-63 Формула Томсона Формула Томсона Тест. 64-65 Вынужденные электромагнитные колебания Вынужденные электромагнитные колебания 66-68 Переменный электрический ток. Переменный электрический ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока. Конденсатор и Физический диктант. Видео Видео Интерактив ная доска Учебник тетрадь Интерактив ная доска Учебник тетрадь Интерактив ная доска видеофрагмент Интерактив ная доска Видео Интерактив ная доска 27 № 69-70 71-72 73-74 Тема Генерирование электрической энергии. Трансформаторы Производство и использование электрической энергии Передача электроэнергии Элементы содержания катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Коэффициент трансформации. Генератор переменного тока. Производство электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии Передача электроэнергии. Техника безопасности при работе с электропроводкой бытовой электрои радиоаппаратурой. Производство, передача Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Видео Тест. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. 77-78 Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. 79 Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. 80 Контрольная работа №3. «Электромаг-нитные колебания и волны». Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Электромагнитное поле. . Устный опрос Видеофильм Устный опрос. Набор для демонстрации свойств электромагнитных волн. . Эссе «Будущее средств связи». Модель радио Набор для демонстрации свойств электромагнитных волн. Видеофильм Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнит-ных волн. Устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. Принципы радиосвязи и телевидения. Объяснение устройства и принципа действия микрофона, динамика, телефона. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи. Электромагнитные колебания и волны. Нетбуки видеофрагмент и потребление электрической энергии. 75-76 Ресурсы урока Тест. Контрольная работа. Тетрадь Учебник Сборник задач Нетбуки Интерактив ная доска Тетрадь Учебник Тетрадь Учебник Тетрадь для контрольны х работ Дидактичес кий материал 28 № Тема Элементы содержания Тема 3. Оптика (26 часов) Геометрическая оптика (12 часов) Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Закон прямолинейного распространения света Принцип Гюйгенса Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Полное внутреннее отражение. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока видеофрагмент Таблица Дидактический материал. видеофрагмент Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач 81-82 Законы прямолинейного распространения света. Геометрия оптики 83-84 Закон отражения света. 85-86 Закон преломления света. Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления. Решение задач на закон преломления света. Физический диктант. видеофрагмент 87-88 Линза. Построение изображения в линзе. Виды линз. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. Получение изображений с помощью линз. Физический диктант видеофрагмент 89-90 Формула тонкой линзы Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы Устный опрос Набор линз Устный опрос видеофрагмент Набор линз 91-92 Глаз как оптическая система. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Разрешающая способность оптических приборов 93-95 Скорость света. Волновые свойства света. Развитие взглядов на природу света. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Световые волны (14 часов) видеофрагмент Интерактив ная доска Учебник тетрадь Таблица Таблица 29 № Тема Элементы содержания 96-98 Дисперсия света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Дисперсия света. 99101 102104 Интерференция волн. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля 105 Лабораторная работа №9. «Измерение длины световой волны». 106 Контрольная работа №4. «Оптика. Световые волны». Интерференция. Когерентные источники волн Дифракция света. Принцип Гюйгенса — Френеляю Дифракционная решетка. Поляризация света. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Устный опрос Набор линз Устный опрос видеофрагмент Набор линз Дифракционная решетка Интерактив ная доска Учебник тетрадь Таблица Лабораторное оборудование Проведение опытов по исследованию явления волновых свойств света. Оптика. Световые волны. Контрольная работа. Дифракционная решетка Тетрадь для контрольны х работ Дидактичес кий материал Кинофильм «Что такое теория относительности» Мультимеди а Таблица Тема 4 Элементы теории относительности (4 часа) Постулаты теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. 109- Зависимость энергии тела от скорости Релятивистская динамика. Релятивистский 110 его движения. Релятивистская импульс. Связь полной энергии с импульсом динамика. и массой тела. Дефект массы и энергия связи. 107108 Постулаты теории относительности. Тема 5. Квантовая физика (21 час) Излучение и спектры (1 час) Устный опрос Фронтальный опрос 30 № Тема Элементы содержания 111 Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Шкала электромагнитных волн. 112113 Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. 114115 Фотоны. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Физический диктант. 116117 Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Опыты Тест. видео Таблица 118119 Лазеры. Фронтальный опрос. Видео, демонстрация работы полупроводников ого лазера. Учебник Тетрадь Световые кванты (4 часа) Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Гипотеза Планка о квантах Атомная физика (4 часа) Резерфорда. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры. Контрольнооценочная деятельность Тест. . Физика атомного ядра (11 часов) 120122 Строение атомного ядра. Ядерные силы. Модели. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Физический диктант. 123125 Энергия связи атомных ядер. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления Фронтальный опрос. Опыты, демонстрация Ресурсы урока Опыты по Интернет излучению и Интерактив поглощению света. ная доска Видеофильм о явлении фотоэффекта и устройств, работающих на его основе. Тетрадь Учебник Сборник задач Интернет Интерактив ная доска Интернет Интерактив ная доска нетбуки 31 № Тема Элементы содержания 127128 Закон радиоактивного распада. ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. 129130 Ядерная энергетика. Применение ядерной энергии. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. 131 Физика элементарных частиц. 132 Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира. Тест. видео 133 Физика и научно-техническая революция. Фронтальный опрос. видео 134 Строение Солнечной системы. Физика и астрономия. Физика и биология. Физика и техника. Энергетика. Создание материалов с заданными свойствами. Автоматизация производства. Физика и информатика. Интернет. Солнечная система. Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы (1час) Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино. Классификация элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных ч-ц. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока тест Видеофильм “Радиоактивный распад” Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тест. . Фронтальный опрос. Тема 6 Элементы астрофизики (7 часов) Фронтальный опрос. Интерактив ная доска Таблица Таблицы Мультимеди а Учебник тетрадь Таблицы Мультимеди а Учебник Интернет. Мультимеди а Учебник 32 № Тема 135 Система Земля-Луна. 136 Общие сведения о Солнце. 137 Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. 138 Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Происхождение и эволюция галактик и звезд. 139140 Контрольно-диагностическая работа Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Планета Луна – единственный спутник Земли. Наблюдение и описание движения небесных тел. Тест. Солнце – звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Тест. Источники энергии Солнца . Строение Солнца. Компьютерное моделирование движения небесных тел. Физический диктант. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. "Красное смещение" в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. Фронтальный опрос. Тест. Опыты, демонстрация видео видео Ресурсы урока Таблица Таблицы Мультимеди а Учебник Интернет Мультимеди а Учебник Таблица Таблица Таблица ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ Текущее оценивание Текущее оценивание проводится на основе устных ответов обучающихся, письменных и творческих работ по пятибалльной системе оценивания. За устные ответы обучающихся отметки выставляются в школьный журнал в день опроса. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы физике, проверяются в 10 – 11 классах в течение всего учебного года выборочно. За выполнение домашних заданий выставляется отметка в тетрадь и классный журнал. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся. Соблюдаются следующие сроки проверки контрольных работ: работы проверяются либо к следующему уроку, либо через один – два урока. Не выставляется отметка обучающемуся, если он болел и в первый день его выхода в школу проводилась письменная 33 работа. Все контрольные работы оцениваются с занесением отметок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя. При оценке письменных работ обучающихся руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников. Виды оцениваемых работ Самостоятельные работы. Лабораторные работы. Контрольные работы. Тесты. Домашняя работа. Физический диктант. Устные ответы обучающихся. Зачеты. Ответ у доски. Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустили не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. 34 Оценка лабораторных работ. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки, (при этом допустимо при оформлении работы не записывать приборы и материалы, а так же не делать вывод). Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Перечень ошибок. I. Грубые ошибки: 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условие задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. II. Негрубые ошибки. 1. неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4. Нерациональный выбор хода решения. 35 За каждое полугодие выставляется итоговая оценка, по итогам двух полугодий годовая. В выставлении оценок приоритет отдается оценке за 2 полугодие. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ. 2. Хижнякова Л.С.. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 3. Хижнякова Л.С.. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 4. ХижняковаЛ.С. Физика : программы 7-9, 10-11 классы – М.: Вентана-Граф, 2015 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)