Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ № 75 Рабочая программа по предмету «Физика» (базовый уровень) Государственный образовательный стандарт среднего общего образования 10-11 класс Рассмотрено на методическом совете МБОУ СОШ № 75 от 30.08.2019 г. 2019 – 2020 учебный год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по физике, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с использованием авторской программы среднего общего образования для 10-11 классов Л.С. Хижняковой. В программе также учитываются ведущие идеи развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования, которые способствуют формированию у обучающихся гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний – умения учиться. Предлагаемая программа ориентирована на использование системно-деятельностного подхода к процессу обучения и предусматривает: самостоятельность планирования и организации учебно-познавательной деятельности; формирование готовности обучающихся к принятию самостоятельных решений, саморазвитию, непрерывному образованию и выбору будущей профессии в соответствии с собственными интересами и возможностями, социальной мобильности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит значительный вклад в формирование у обучающихся системы знаний об окружающем мире, физической картины мира, которая является основой естественнонаучной картины мира. Изучение физики необходимо для развития научного мировоззрения и научного стиля мышления обучающихся. Школьный курс физики является системообразующим для других учебных предметов естественнонаучного цикла – химии, биологии, географии и астрономии. Курс физики в старшей школе является логическим продолжением курса физики основной школы. Преемственность этих курсов реализуется в содержании (принципы относительности, причинности, суперпозиции, соответствия, законы сохранения) и методах исследования физических процессов и явлений (физический эксперимент, метод моделирования, естественнонаучный метод Галилея). Значительное внимание в курсе физике старшей школы уделено применению научного метода познания к изучению процессов и явлений окружающего мира, решению учебных проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности. Целью изучения физики является осуществление политехнического образования школьников, подготовка их к труду, формирование гуманистических и экологических представлений Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих задач: Формировать у обучающихся умение видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; формировать у обучающихся целостное представление о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; приобрести обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия 3 решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; овладеть системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни. Учебная программа базовый уровень 10-11 класс – 2 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Физика и методы научного познания Физика – как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Моделирование физических явлений и процессов. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Основные элементы физической картины мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства. Механика Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач. Баллистическое движение Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Силы упругости. Силы трения. Центр масс. Центр тяжести Момент силы. Рычаг Давление. Закон Паскаля. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применяемости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструметов, транспортных средств. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Механический резонанс. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Механический резонанс. Демонстрации 1. Зависимость траектории от выбора отсчета. 2. Падение тел в воздухе и в вакууме. 3. Явление инерции. 4. Измерение сил. 5. Сложение сил. 4 6. Зависимость силы упругости от деформации. 7. Реактивное движение. 8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Молекулярная физика Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Масса молекул. Количество вещества. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Газовые законы. Графики изопроцессов. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела. Поверхностное натяжение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел, об охране окружающей среды. Демонстрации 1. Механическая модель броуновского движения. 2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. 3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. 4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. 5. Устройство гигрометра и психрометра. 6. Кристаллические и аморфные тела. 7. Модели тепловых двигателей. Электродинамика Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока. Закон Кулона. Силовые линии электрического поля. Решение задач. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. 5 Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Электронная проводимость металлов. Модель электронного газа. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон Ома для полной (замкнутой) цепи. Расчёт электрических цепей. Электрический ток в вакууме и в газах. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость среды. Самоиндукция. Индуктивность. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: При использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона Для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой. Действие магнитного поля на проводник с током Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Закон Кулона. Демонстрации 1. Электризация тел. 2. Электрометр. 3. Энергия заряженного конденсатора. 4. Электроизмерительные приборы. Экспериментальная физика Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления. Демонстрации 1. Магнитное взаимодействие токов. 2. Отклонение электронного пучка магнитным полем. 3. Магнитная запись звука. 4. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Электромагнитные колебания и волны Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. Радиолокация. Понятие о телевидении. 6 Развитие средств связи. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Закон преломления света. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Глаз как оптическая система. Демонстрации 1. Свободные электромагнитные колебания. 2. Осциллограмма переменного тока. 3. Генератор переменного тока. 4. Излучение и прием электромагнитных волн. 5. Отражение и преломление электромагнитных волн. 6. Интерференция света. 7. Дифракция света. 8. Получение спектра с помощью призмы. 9. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. 10. Поляризация света. 11. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. 12. Оптические приборы. Квантовая физика Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Дефект массы и энергия связи ядра. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Солнечная система. Звезды и источник их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Наблюдение и описание движения небесных тел. Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров. Демонстрации 1. Фотоэффект. 7 2. Линейчатые спектры излучения. 3. Лазер. 4. Счетчик ионизирующих излучений. 8 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения физики ученик должен: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила; смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, электромагнитной индукции, фотоэффекта. уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект; описывать и объяснять результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения. фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических 9 выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; применять полученные знания для решения физических задач; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. Типы и виды уроков, формы организации образовательного процесса урок-консультация урок-практическая работа уроки-деловые игры уроки-соревнования уроки с групповыми формами работы уроки творчества уроки-зачеты уроки-конкурсы уроки-игры уроки-конференции уроки-семинары интегрированные уроки 10 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОС (НРК) Ценностно-ориентационная составляющая: в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью. чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность; Деятельностно-коммуникативная составляющая: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. умение вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Предметно-информационная составляющая: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды; 11 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс Наименование раздела 1.Физика и методы научного познания 2.Механика 3.Молекулярная физика. Термодинамика 4 Основы электродинамики Резерв Всего: Количество часов базовый уровень 4 28 22 18 8 70 Количество лабораторных работ Количество работ контрольного характера 2 3 2 1 1 5 4 11 класс Наименование раздела 1.Основы электродинамики 2. Колебания и волны 3.Оптика 4.Элементы теории относительности 5.Квантовая физика 6.Элементы астрофизики Резерв Всего: 1. 2. 3. 4. Темы контрольных работ Кинематика Динамика Молекулярная физика. Термодинамика Электростатика Количество Количество контрольных часов базовый работ уровень 17 1 20 3 13 1 2 10 1 7 1 70 5 Темы контрольно-оценочных мероприятий 1. 2. 3. 4. 5. Количество лабораторных работ 5 2 2 1 10 Темы лабораторных работ Измерение жёсткости пружины. Измерение коэффициента трения скольжения. Изучение закона сохранения механической энергии. Определение влажности воздуха. Определение удельной теплоты плавления. 12 Темы контрольно-оценочных мероприятий 1. 2. 3. 4. Темы контрольных работ Основы электродинамики Механические колебания и волны Электромагнитные колебания и волны Оптика Темы лабораторных и практических работ 1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 2. Определение элементарного заряда при электролизе 3. Последовательное и параллельное соединения проводников 4. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током 5. Изучение ЭМИ 6. Исследование колебаний пружинного маятника 7. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника 8. Измерение показателя преломления стекла 9. Измерение длины световой волны 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Научный метод познания мира(4 часа) Что изучает физика. Физика как наука. Научные методы познания Экспериментальные окружающего мира и их отличия от других методов задачи. познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. 2 Физические явления. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. 3 Физические явления. Измерение физических величин. Международная система единиц. Погрешности измерений. Расчет абсолютной и относительной погрешности измерений. 4 Физическая картина Основные элементы физической картины мира. мира Опыты, демонстрация Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры фундаментальных экспериментов, входящих в эмпирический базис физической теории: опыты Галилея, броуновское движение, опыт Эрстеда, опыты Ньютона по дисперсии света и др. Фронтальный опрос. Примеры измерительных приборов. Тема 1. Механика (28 часа) Ресурсы урока Мультиме диа, Тетрадь нетбуки Интеракти вная доска Учебник тетрадь Интеракти вная доска Учебник тетрадь Интеракти вная доска Учебник тетрадь 14 № Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Фронтальный опрос. Зависимость траектории от выбора системы отсчета Интеракт ивная доска Учебник тетрадь Самостоятельная работа Исследование равноускоренного движения Решение качественных задач. тест видео Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракт ивная доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник задач Кинематика (7 часов) 5 Механическое движение, виды движений, его характеристики. 6 Прямолинейное равноускоренное движение. 7 Решение задач на движение с постоянным ускорением. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. Равномерное движение тела по окружности Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. 10 Повторение. Решение задач по теме «Кинематика». Решение качественных и расчетных задач. 11 Контрольная работа № 1 "Кинематика". 8 9 12 Взаимодействие тел Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и принцип относительности Галилея. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении. Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка. Равномерное движение тела по окружности. Центростремительное ускорение тест Контрольная работа. Динамика (11 часов) Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История Решение Явление инерции Интеракт 15 № 13 14 Тема урока Элементы содержания в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. Первый закон Ньютона открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета. Взаимодействие. Сила. Динамометр. Измерение сил. Инерция. Сложение сил. Контрольнооценочная деятельность качественных задач. Опыты, демонстрация Групповая фронтальная работа. Измерение и сложение сил Решение задач. Самостоятельная работа Второй закон Ньютона Ресурсы урока ивная доска Учебник тетрадь Первый закон Ньютона 15 Второй закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. . Примеры применения II закона Ньютона. 16 Третий закон Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе. 17 Пространство и время в классической механике Пространство и время в классической механике 18 Явление тяготения. Гравитационные силы. Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Тест. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики. Опыт с трубкой Ньютона 19 Закон всемирного тяготения. Первая космическая Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты. Сила Фронтальный опрос видео Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник зада Тетрадь Учебник Сборник зада Гири, тележки Мультим едиа, Тетрадь Интеракт ивная доска Учебник тетрадь Учебник Тетрадь Дидактич 16 № Тема урока Элементы содержания скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Вес тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки Движение небесных тел Решение задач «Движение небесных тел и космические исследования» 20 Движение небесных тел 21 Лабораторная работа №1. Измерение жёсткости пружины Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока еский материал Фронтальный опрос Тетрадь Учебник Сборник зада Лабораторная работа. Законы сохранения (8 часов) 22 Импульс Передача движения от одного тела другому при материальной точки. взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон Закон сохранения сохранения импульса. Замкнутая система. импульса. Решение задач. Фронтальный опрос 23 Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса). Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач. Тест. 24 Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость. Решение задач. Исследование реактивного движения Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. Превращение механической энергии и закон сохранения энергии и импульса. Интеракт ивная доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Учебник Тетрадь Дидактич еский материал 17 № Тема урока кинетическая. Закон сохранения энергии в механике. 25 26 Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии». 27 Контрольная работа № 2. "Динамика. Законы сохранения в механике". Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии. Самостоятельная работа. Видео Учебник Тетрадь Дидактич еский материал нетбуки Лаборато рное оборудов ание Тетрадь нетбуки Тетрадь Дидактич еский материал Лабораторная работа. Законы сохранения. Контрольная работа. Статика. Законы гидро- и аэростатики (3 часов) 28 Давление. Закон Паскаля. Решение задач. Фронтальный опрос 29 Атмосферное давление. Закон Архимеда Тест. 30 Условие плавания тел Решение задач Самостоятельная работа. Интеракт ивная доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Учебник Тетрадь Дидактич 18 № Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока еский материал нетбуки Молекулярная физика. Термодинамика (22 часа0 Основы молекулярно-кинетической теории (4 часов) 31 32 33 34 35 Строение Основные вещества. положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Молекула. Основные Основная задача МКТ. Возникновение положения МКТ. атомистической гипотезы строения вещества и ее Экспериментальное экспериментальные доказательства.Модели строения доказательство газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств основных вещества на основе этих моделей положений МКТ. Броуновское движение. Диффузия. Решение задач на Броуновское движение. расчет величин, характеризующих молекулы. Решение качественных задач. Решение задач. Силы взаимодействия Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких Решение качестмолекул. и газообразных тел. венных задач. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Идеальный газ в Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь Тест. МКТ. Основное давления со средней кинетической энергией молекул. уравнение МКТ. Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа) Температура. Теплопередача. Температура и тепловое равновесие, Решение Модель броуновского движения Модель хаотического движения молекул газа. Учебник Тетрадь Дидактич еский материал Проведение опытов по Тетрадь изучению свойств газов, Учебник жидкостей и твердых тел, Сборник тепловых процессов и задач агрегатных превращений вещества. Модели молекул. Смешивание воды разной Мультим едиа, Тетрадь нетбуки 19 № 36 Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность качественных задач. Тепловое измерение температуры, термометры. равновесие. Абсолютная Абсолютная температура, абсолютная температурная Тест. температура. шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Фронтальный опрос Температура – мера Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения средней молекул. кинетической энергии движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (4 часа) 37 Уравнение состояния идеального газа. Модель и уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. Решение задач. 38 Газовые законы 39 Графики изопроцессов. Графики изопроцессов. Построение графиков. 40 Лабораторная работа №3. «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изобарный процесс. Лабораторный набор. Опыты, демонстрация температуры Видео Интерактив ная доска Видео Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракт ивная доска Интеракт ивная доска Лаборато рное оборудов ание Тетрадь нетбуки Тест Лабораторная работа Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3часов) 41 42 Кипение. Испарение жидкостей Влажность воздуха и ее измерение Кипение. Испарение жидкостей Парциальное давление. Абсолютная и относительная Ресурсы урока Интеракти вная доска Самостоятельная Гигрометр. Тетрадь 20 № 43 Тема урока Механические свойства твердых тел Элементы содержания влажность воздуха. Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности. Механические свойства твердых тел. Контрольнооценочная деятельность работа Опыты, демонстрация Ресурсы урока Учебник Сборник задач Интеракти вная доска Решение задач. Основы термодинамики (7 часов) 44 Внутренняя энергия. Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. 45 Работа в термодинамике. 46 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 47 Первый закон термодинамики. Решение задач. 48 Необратимость процессов в природе. Решение задач. 49 Принцип действия и КПД тепловых двигателей. 50 Контрольная работа № 3. Самостоятельная работа Видео Экспериментальные задачи. Видео Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики. Тест. Видео Примеры необратимых процессов. Понятие необратимого процесса. Второй закон термодинамики. Границы применимости второго закона термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей. Применение на практике знаний для охраны окружающей среды. Решение качественных задач. Самостоятельная работа Контрольная работа. Модели тепловых двигателей Интеракт ивная доска Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач 21 № Тема урока «Молекулярная физика. Основы термодинамики». Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Тема 3. Основы электродинамики (22 часа) Электростатика (22 часов) 51 52 53 54 55 56 Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон Кулона. Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел и ее применение в технике. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Фронтальный опрос Опыты с султанами Электроскоп Таблицы Мультим едиа, Тетрадь нетбуки Закон Кулона – основной закон электростатики. Фронтальный опрос Решение задач. Набор по электричеству Закон сохранения электрического заряда. Решение задач. Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов Единица электрического заряда. Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. Тест. Фронтальный опрос Опыты с электроскопами Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракт ивная доска Мультим едиа, Тетрадь нетбуки Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Устный опрос Принцип суперпозиции полей. Решение задач. Видео Тетрадь Учебник Сборник задач Набор по электричеству Тетрадь Учебник Сборник задач 22 № Тема урока Элементы содержания 57 Силовые линии электрического поля. Решение задач. Решение задач. Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара. 58 59 60 61 62 63 64 65 Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатическог о поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость проводника. Конденсаторы. Контрольнооценочная деятельность Решение задач. Устный опрос Опыты, демонстрация Видео Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракт ивная доска Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. Вычисление напряженности. Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля. Решение задач. Потенциал поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Решение задач. Вольтметр Связь между напряженностью поля и напряжением. Решение задач. Набор по электричеству Проводники в электрическом поле. Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Диэлектрики в электрическом поле. Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Электрическая емкость проводника. Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского Тест. Энергия заряженного Тест. Ресурсы урока Видео Мультим едиа, Тетрадь нетбуки Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракт 23 № Тема урока Элементы содержания 66 Назначение, устройство и виды. Повторительнообобщающий урок по теме конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Повторительно-обобщающий урок по теме Повторительнообобщающий урок по теме Повторительнообобщающий урок по теме Контрольная работа № 4. «Электростатика» Промежуточная аттестация. Повторительно-обобщающий урок по теме Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству Повторительно-обобщающий урок по теме Решение задач. Устный опрос Набор по электричеству 67 68 69 70 Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока конденсатора ивная доска Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Решение задач. Устный опрос Контрольная работа Тетрадь Учебник 24 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Элементы содержания Тема 1. Основы электродинамики (17 часов) Законы постоянного тока (8 часов) Электронная проводимость металлов. Модель электронного газа. Постоянный ток. Сила тока. Источники постоянного тока. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока Устный опрос Видео Тетрадь Учебник Устный опрос Набор по электричеству Мультиме диа, Тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Сборник задач Мультиме диа, Тетрадь 1 Постоянный ток. Сила тока. Источники постоянного тока. 2 Сторонние силы. Электродвижущая сила 3 Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Тест. Видео 4 Работа и мощность постоянного тока. Удельное электрическое сопротивление вещества. Работа и мощность постоянного тока. Тест. Набор по электричеству 5 Закон Джоуля — Ленца Закон Джоуля-Ленца Физический диктант Видео 6 Закон Ома для полной (замкнутой) цепи Закон Ома для полной (замкнутой) цепи Физический диктант Набор по электричеству 7 Расчёт электрических цепей Расчёт электрических цепей Устный опрос Набор по электричеству Тетрадь Учебник 8 Повторение по теме «Постоянный ток» Определение элементарного заряда при электролизе Устный опрос Видео Тетрадь Учебник Сборник задач Сторонние силы. Электродвижущая сила. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 25 № Тема урока 9 Магнитное поле, его свойства. 10 Магнитное поле постоянного электрического тока. 11 Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». 12 Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. 13 Элементы содержания Магнитное поле (4 часов) Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Энергия магнитного поля. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика». Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Контрольнооценочная деятельность Тест. Лабораторная работа. Действие магнитного поля на движущийся Физический диктант. электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Электромагнитная индукция (5 часов) Явление электромагнитной индукции. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Тест. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. 15 Направление индукционного тока. Правило Ленца. Направление индукционного тока. Правило Ленца. . Дидактический материал. 16 Самоиндукция. Индуктивность. Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Физический диктант. Опыты, демонстрация Ресурсы урока Опыты с постоянными магнитами Видео Тетрадь Наблюдение действия магнитного поля на ток. Видео Катушка, гальванометр, постоянные магниты видеофрагмент Катушка, гальванометр, постоянные магниты, лампочки Мультиме диа, Тетрадь нетбуки Лаборатор ное оборудова ние Тетрадь нетбуки Интеракти вная доска Учебник тетрадь Интеракти вная доска Учебник тетрадь Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Таблица 26 № Тема урока Элементы содержания 17 Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. Контрольнооценочная деятельность Дидактический материал. 18 Контрольная работа №1. «Основы электродинамики». Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Контрольная работа. Тема 2. Колебания и волны (20 часов) Механические колебания и волны (8 часов) Свободные колебания. Колебательные системы. Дидактический материал. Опыты, демонстрация Ресурсы урока Видео Интеракти вная доска Учебник тетрадь Тетрадь для контрольн ых работ Дидактиче ский материал 19 Свободные колебания. Колебательные системы. 20 Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания Дидактический материал. Пружинный маятника 21 Свободные колебания пружинного маятника. Свободные колебания пружинного маятника Дидактический материал. математический маятник Нетбуки 22 Свободные колебания математического маятника. Период колебаний математического маятника Свободные колебания математического маятника. Период колебаний математического маятника математический маятник Тетрадь Учебник Нетбуки 23 Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина и скорость распространения волны. Звук и его характеристики Решение задач Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина и скорость распространения волны. Устный опрос Тест. видеофрагмент Интеракти вная доска Звук и его характеристики Решение задач Физический диктант. видеофрагмент Тетрадь Учебник 24 видеофрагмент Тетрадь Учебник Интеракти вная доска Интеракти вная доска 27 № Тема урока 25 Лабораторная работа Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника Контрольная работа №2. «Механические колебания и волны». 26 Элементы содержания Лабораторная работа Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника Контрольнооценочная деятельность Лабораторная работа. Электромагнитные колебания (12 часов) Открытие электромагнитных колебаний. Физический Свободные и вынужденные электромагнитные диктант.. колебания. 28 Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Устройство колебательного контура. Превращение Устный опрос энергии в колебательном контуре. Характеристики Тест. электромагнитных колебаний. 29 Формула Томсона Формула Томсона 30 Вынужденные электромагнитные колебания Вынужденные электромагнитные колебания 31 Переменный электрический ток. 32 Генерирование электрической энергии. Трансформаторы Производство и использование электрической энергии Переменный электрический ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока. Трансформатор. Коэффициент трансформации. Генератор переменного тока. Производство электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии Передача электроэнергии. Техника безопасности при работе с электропроводкой бытовой электрои радиоаппаратурой Передача электроэнергии Ресурсы урока Тетрадь Учебник Тетрадь Учебник Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. 34 Лабораторное оборудование Контрольная работа №2. «Механические колебания и волны». 27 33 Опыты, демонстрация Видео Видео Тест. видеофрагмент Физический диктант. Тест. . Устный опрос Интеракти вная доска Учебник тетрадь Интеракти вная доска Учебник тетрадь Интеракти вная доска Интеракти вная доска Видео Интеракти вная доска Видео Нетбуки видеофрагмент Видеофильм Тетрадь Учебник Сборник 28 № Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация 35 Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнит-ных волн. Устный опрос. 36 Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. 37 Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. Набор для демонстрации свойств электромагнитных волн. Модель радио Набор для демонстрации свойств электромагнитных волн. Видеофильм 38 Контрольная работа №3. «Электромаг-нитные колебания и волны». Устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. Принципы радиосвязи. Объяснение устройства и принципа действия микрофона, динамика, телефона. Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи. Электромагнитные колебания и волны. . Эссе «Будущее средств связи». Тест. Контрольная работа. Законы прямолинейного распространения света. Геометрия оптики 40 Закон отражения света. Геометрическая оптика (6 часов) Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Закон прямолинейного распространения света Принцип Гюйгенса Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Дидактический материал. задач Нетбуки Интеракти вная доска Тетрадь Учебник Тетрадь Учебник Тетрадь для контрольн ых работ Дидактиче ский материал Тема 3. Оптика (12 часов) 39 Ресурсы урока видеофрагмент Таблица видеофрагмент Тетрадь Учебник 29 № Тема урока 41 Закон преломления света. 42 Линза. Построение изображения в линзе. 43 Формула тонкой линзы 44 Глаз как оптическая система. 45 Скорость света. Волновые свойства света. 46 47 48 49 50 Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления. Решение задач на закон преломления света. Физический диктант. видеофрагмент Виды линз. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. Получение изображений с помощью линз. Физический диктант видеофрагмент Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы Устный опрос Набор линз Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы Устный опрос видеофрагмент Набор линз Дисперсия света. Световые волны (6 часов) Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Дисперсия света. Интерференция волн. Интерференция. Когерентные источники волн Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля Лабораторная работа №9. «Измерение длины световой волны». Контрольная работа №4. Интеракти вная доска Учебник тетрадь Таблица Таблица Устный опрос Набор линз Устный опрос видеофрагмент Набор линз Дифракционная решетка Лабораторное оборудование Интеракти вная доска Учебник тетрадь Таблица Контрольная работа. Дифракционная исследованию Оптика. Световые волны. Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач видеофрагмент Дифракция света. Принцип Гюйгенса — Френеля Проведение опытов по явления волновых свойств света. Ресурсы урока Тетрадь 30 № Тема урока Элементы содержания «Оптика. Световые волны». 51 Постулаты теории относительности. 52 Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. 53 Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. 54 Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. 55 Фотоны. 56 Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. 57 Лазеры. Контрольнооценочная деятельность Тема 4 Элементы теории относительности (2 часа) Постулаты теории относительности Эйнштейна. Устный опрос Релятивистская динамика. Фронтальный опрос Тема 5. Квантовая физика (10 часов) Излучение и спектры (1 час) Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Шкала электромагнитных волн. Световые кванты (2 часа) Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Гипотеза Планка о квантах Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Атомная физика (2 часа) Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Свойства лазерного излучения. Применение Опыты, демонстрация Ресурсы урока решетка для контрольн ых работ Дидактиче ский материал Кинофильм «Что такое теория относительности» Мультиме диа Таблица Опыты по Интернет излучению и Интеракти поглощению света. вная доска Тест. Физический диктант. Видеофильм о явлении фотоэффекта и устройств, работающих на его основе. Тетрадь Учебник Сборник задач Интернет Интеракти вная доска Тест. видео Таблица Фронтальный опрос. Видео, Учебник 31 № Тема урока Элементы содержания лазеров. Принцип действия лазера. 58 Строение атомного ядра. Ядерные силы. Модели. 59 60 Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. 61 Ядерная энергетика. Применение ядерной энергии. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. 62 Физика элементарных частиц. 63 Единая физическая картина мира. 64 Физика и научно-техническая революция. Физика атомного ядра (4 часа) Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Дефект масс. Период полураспада. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы (1 час) Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино. Классификация элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных ч-ц. Тема 6 Элементы астрофизики (7 часов) Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира. Физика и астрономия. Физика и биология. Физика и техника. Энергетика. Создание материалов с заданными свойствами. Автоматизация производства. Физика и информатика. Интернет. Контрольнооценочная деятельность Опыты, демонстрация Ресурсы урока демонстрация работы полупроводников ого лазера. Тетрадь Физический диктант. Фронтальный опрос. тест Видеофильм “Радиоактивный распад” Тест. . Фронтальный опрос. Интернет Интеракти вная доска нетбуки Тетрадь Учебник Сборник задач Тетрадь Учебник Сборник задач Интеракти вная доска Таблица Тест. видео Фронтальный опрос. видео Таблицы Мультиме диа Учебник тетрадь Таблицы Мультиме диа Учебник 32 № Тема урока Элементы содержания Контрольнооценочная деятельность 65 Строение Солнечной системы. Солнечная система. Фронтальный опрос. 66 Система Земля-Луна. 67 Общие сведения о Солнце. Солнце – звезда. Тест. 68 Источники энергии Солнца . Строение Солнца. Физический диктант. 69 Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Фронтальный опрос. Тест. 70 Итоговая контрольная работа Галактика. Вселенная. Происхождение и эволюция Солнца и звёзд. Эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Планета Луна – единственный спутник Земли. Оценка результата образования Опыты, демонстрация Тест. видео видео Ресурсы урока Интернет. Мультиме диа Учебник Таблица Интернет Интерактивная Доска Таблица Мультиме диа Учебник Таблица Таблица Таблица Текущее оценивание Текущее оценивание проводится на основе устных ответов обучающихся, письменных и творческих работ по пятибалльной системе оценивания. За устные ответы обучающихся отметки выставляются в школьный журнал в день опроса. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы физике, проверяются в 10 – 11 классах в течение всего учебного года выборочно. За выполнение домашних заданий выставляется отметка в тетрадь и классный журнал. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся. Соблюдаются следующие сроки проверки контрольных работ: работы проверяются либо к следующему уроку, либо через один – два урока. Не выставляется отметка обучающемуся, если он болел и в первый день его выхода в школу проводилась письменная работа. Все контрольные работы оцениваются с занесением отметок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если 33 они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя. При оценке письменных работ обучающихся руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников. Виды оцениваемых работ Самостоятельные работы. Лабораторные работы. Контрольные работы. Тесты. Домашняя работа. Физический диктант. Устные ответы обучающихся. Зачеты. Ответ у доски. Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустили не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. Оценка лабораторных работ. 34 Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки, (при этом допустимо при оформлении работы не записывать приборы и материалы, а так же не делать вывод). Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Перечень ошибок. I. Грубые ошибки: 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условие задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. II. Негрубые ошибки. 1. неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4. Нерациональный выбор хода решения. 35 За каждое полугодие выставляется итоговая оценка, по итогам двух полугодий годовая. В выставлении оценок приоритет отдается оценке за 2 полугодие. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ. 2. Хижнякова Л.С.. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014 3. Хижнякова Л.С.. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014. 4. ХижняковаЛ.С. Физика : программы 7-9, 10-11 классы – М.: Вентана-Граф, 2014. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)