УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ №75 от 22.05.2020 №167 ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №75» городского округа «Город Лесной» Свердловской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; с Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных прграмм»; с Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), с Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых потребностей»), с Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2016 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» от 20.01.2020 ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи» Регионального модельного центра дополнительного образования Свердловской области; с Уставом МБОУ СОШ № 75, с Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам и регламентирует порядок разработки и реализации дополнительных образовательных программ. 1.2. Дополнительная образовательная программа (далее - Программа) – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детей и взрослых. 2. Цели и задачи 2.1. Целями и задачами дополнительных образовательных программ является обеспечение обучения, воспитания, развития личности. 3. Содержание Программы 3.1. Содержание дополнительных образовательных программ определяется ОУ самостоятельно. 3.2. Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3.3. Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научнотехнической, спортивно-технической, художественной, физкультурноспортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военнопатриотической, социальнопедагогической, социально-экономической, естественно-научной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). 3.4. Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 4. Технология разработки Программы 4.1. Программа составляется педагогом по определенной направленности дополнительного образования детей и взрослых на учебный курс. 4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления. 4.3. Проектирование и реализация Программ должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. 5. Структура Программы Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1) титульный лист; 2) комплекс основных характеристик общеразвивающей программы; 3) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации; 4) список литературы. 6. Оформление и содержание структурных элементов Программы 6.1. Титульный лист должен содержать: - наименование образовательного учреждения; - дату принятия Программы на заседании педагогического совета с указанием номера протокола; - гриф утверждения Программы с подписью директора, указанием номера и даты приказа; - название Программы; - возраст детей и взрослых, на которых рассчитана Программа; - срок реализации Программы; - ФИО, должность автора(ов)-разработчика(ов) Программы; - город и год разработки Программы. 6.2. Комплекс основных характеристик 6.2.1. Пояснительная записка должна содержать: - направленность (профиль) Программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко-краеведческая, социальнопедагогическая). - актуальность программы: своевременность, современность, соответствие потребностям времени. Соответствие Программы нормативным правовым актам и государственным программным документам. Обоснование соответствия целей, содержания и образовательных результатов программы региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам, потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей. - отличительные особенности общеразвивающей программы - характерные свойства, отличающие Программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, на которых базируется программа. - адресат Программы - возраст и категория учащихся (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики), число детей, одновременно находящихся в группе (от 7 до 30-ти человек). - режим занятий - периодичность и продолжительность занятий. - объем Программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы (от 16 часов до 864 часов), продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах (от 16 до 216 часов). - срок освоения Программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. - уровневость Программы - содержание и материал общеразвивающих программ (свыше оного года обучения) должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. - формы обучения - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п. - виды занятий - беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др. - формы подведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа и т.д. 6.2.2. Цель и задачи Программы Цель Программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Задачи Программы раскрывают пути достижения цели (обучающие, развивающие, воспитательные). При наличии тематических модулей, цель и задачи должны быть указаны по каждому модулю. 6.2.3. Содержание Программы Учебный (тематический) план - таблица, содержащая названия разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля). Пример: Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Аппликация из бумаги. 11 2 9 Выставка аппликаций 1.1. Аппликация. Свойства бумаги 2 1 1 1.2. Обрывная аппликация 3 1 2 Анализ работ 1.3. Многослойная аппликация 3 3 Взаимоанализ работ 1.4. Объѐмная аппликация 3 3 Презентация работ Содержание учебного (тематического) плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических практических частей. Пример: Содержание учебного (тематического) плана 1. Аппликация. 1.1. Аппликация. Свойства бумаги Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. История бумаги. Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги. Изготовление бумаги из бумажного теста. 1.2. Обрывная аппликация Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника безопасности при работе с клеем. Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя любимая мягкая игрушка» 6.2.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению; формулируются с учетом цели и содержания программы. Формулируются как: метапредметные результаты означают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: предметные результаты - содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование. 6.3. Комплекс организационно-педагогических условий 6.3.1. Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на количество обучающихся; информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники; кадровое обеспечение - краткие сведения о педагогических работниках и других специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы. методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных. 6.3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы - описание формы и процедуры контроля, промежуточной и итоговой аттестации (при наличии) и используемых контрольно-измерительных материалов (например: перечень вопросов к тесту, зачету, требования к проектной работе, критерии оценивания). Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности программы, перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (например: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, открытое занятие, праздник, фестиваль, концерт, тестирование и др.) 6.4. Список литературы - перечень литературы, необходимой педагогу и учащимся (родителям) для успешной реализации программы, оформленный в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008. 7. Оформление Программы Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Liberation Serif, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 8. Утверждение Программы Программа принимается педагогическим советом школы и утверждается приказом директора.