Положение о дополнительных образовательных программах

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ СОШ №75
от 22.05.2020 №167

ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительных образовательных программах
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №75»
городского округа «Город Лесной» Свердловской области
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»; с Приказом Минобрнауки России
от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
прграмм»; с Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), с
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых потребностей»), с Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2016 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с
«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» от
20.01.2020 ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи» Регионального
модельного центра дополнительного образования Свердловской области; с Уставом
МБОУ СОШ № 75, с Положением об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам и регламентирует
порядок разработки и реализации дополнительных образовательных программ.
1.2.
Дополнительная образовательная программа (далее - Программа) –
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, нормативный
документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса
дополнительного образования детей и взрослых.

2. Цели и задачи
2.1.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ является
обеспечение обучения, воспитания, развития личности.

3. Содержание Программы
3.1.

Содержание дополнительных образовательных программ определяется ОУ

самостоятельно.
3.2.
Содержание образования должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3.3.
Содержание дополнительных образовательных программ должно
соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному
общему, основному общему, среднему общему образованию);
направленностям дополнительных образовательных программ (научнотехнической, спортивно-технической, художественной, физкультурноспортивной,
туристско-краеведческой, эколого-биологической, военнопатриотической, социальнопедагогической, социально-экономической, естественно-научной);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах
и
методах
обучения
(активных
методах
дистанционного
обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении).
3.4.
Содержание дополнительных образовательных программ должно быть
направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
4. Технология разработки Программы
4.1.
Программа составляется педагогом по определенной направленности

дополнительного образования детей и взрослых на учебный курс.
4.2.
Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного
направления.
4.3. Проектирование и реализация Программ должны строиться на следующих
основаниях:
 свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
 соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
 вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
 разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
 модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
 ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
 творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.

5. Структура Программы
Структура Программы является формой представления курса как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
1) титульный лист;
2) комплекс основных характеристик общеразвивающей программы;
3) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации;
4) список литературы.

6.

Оформление и содержание структурных элементов Программы

6.1.
Титульный лист
должен содержать:
- наименование образовательного учреждения;
- дату принятия
Программы на заседании педагогического совета с
указанием номера протокола;
- гриф утверждения Программы с подписью директора, указанием номера и
даты приказа;
- название Программы;
- возраст детей и взрослых, на которых рассчитана Программа;
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность автора(ов)-разработчика(ов) Программы;
- город и год разработки Программы.
6.2.
Комплекс основных характеристик
6.2.1. Пояснительная записка
должна содержать:
- направленность (профиль) Программы (техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристко-краеведческая,
социальнопедагогическая).
- актуальность программы: своевременность, современность, соответствие

потребностям времени. Соответствие Программы нормативным правовым актам и
государственным программным документам. Обоснование соответствия целей,
содержания и образовательных результатов программы региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам, потребностям и
проблемам детей и их родителей или законных представителей.
- отличительные особенности общеразвивающей программы - характерные
свойства, отличающие Программу от других, остальных; отличительные черты, основные
идеи, на которых базируется программа.
- адресат Программы - возраст и категория учащихся (краткая характеристика
обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические
характеристики), число детей, одновременно находящихся в группе (от 7 до 30-ти
человек).
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
- объем Программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы (от 16 часов до 864 часов),
продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по
учебному плану в часах (от 16 до 216 часов).
- срок освоения Программы определяется содержанием программы - количество
недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
- уровневость Программы - содержание и материал общеразвивающих программ
(свыше оного года обучения) должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
общеразвивающей программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным
знаниям в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы.
- формы обучения - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая и т.п.
- виды занятий - беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное
занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
- формы подведения результатов:
беседа, семинар, мастер-класс, спектакль,
творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие,
беседа и т.д.
6.2.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к

которому надо стремиться.
Задачи Программы раскрывают пути достижения цели (обучающие, развивающие,
воспитательные).
При наличии тематических модулей, цель и задачи должны быть указаны по
каждому модулю.
6.2.3. Содержание Программы
Учебный (тематический) план - таблица, содержащая названия разделов и тем
программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации
(контроля).
Пример:
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Аппликация из бумаги.

11

2

9

Выставка аппликаций

1.1.

Аппликация. Свойства
бумаги

2

1

1

1.2.

Обрывная
аппликация

3

1

2

Анализ работ

1.3.

Многослойная
аппликация

3

3

Взаимоанализ работ

1.4.

Объѐмная
аппликация

3

3

Презентация работ

Содержание учебного (тематического) плана - реферативное описание разделов
и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным
(тематическим) планом, включая описание теоретических практических частей.
Пример:
Содержание учебного (тематического) плана
1. Аппликация.
1.1. Аппликация. Свойства бумаги
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации.
История бумаги.
Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги.
Изготовление бумаги из бумажного теста.
1.2. Обрывная аппликация
Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя
любимая мягкая игрушка»
6.2.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы
по ее завершению; формулируются с учетом цели и содержания программы.
Формулируются как:
метапредметные
результаты
означают
освоение
обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных,

познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике.
личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
предметные результаты - содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование.
6.3. Комплекс организационно-педагогических условий
6.3.1. Условия реализации программы:

материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на
количество обучающихся;

информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

кадровое обеспечение - краткие сведения о педагогических работниках и
других специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы.

методические материалы - обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических
материалов по программе (пособия, дидактические материалы); краткое описание общей
методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе
информационных.
6.3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы - описание формы и
процедуры контроля, промежуточной и итоговой аттестации (при наличии) и
используемых контрольно-измерительных материалов (например: перечень вопросов к
тесту, зачету, требования к проектной работе, критерии оценивания).
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения
результативности программы, перечисляются согласно учебному (тематическому) плану
(например: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, открытое занятие, праздник,
фестиваль, концерт, тестирование и др.)
6.4. Список литературы - перечень литературы, необходимой педагогу и
учащимся (родителям) для успешной реализации программы, оформленный в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008.
7. Оформление Программы
Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Liberation Serif, кегль 12-14,
одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
8. Утверждение Программы
Программа принимается педагогическим советом школы и утверждается приказом
директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».