РП_География_10-11

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 75

Рабочая программа
по предмету «География»
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(базовый уровень)
10-11 класс
Рассмотрено на методическом совете
МБОУ СОШ № 75 от 30.08.2019 г.

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.

Рабочая программа составлена в соответствии с перечнем следующих нормативно - правовых документов:

1.1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
1.2.Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 №1312 (с изменениями от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994,
от 01.02.2012 №74);
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.
1.3. Постановление Правительства Свердловской области от17.01.2006 г. № 15-ПП «О региональном (национально-региональном)
компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего(полного) общего
образования Свердловской области».
2.

Цели и задачи обучения.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации.

3.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов
за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом,
предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных
форм организации
учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.
4.
Типы и виды уроков, формы организации образовательного процесса Типы уроков
 Комбинированный
 Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
 Урок открытия нового знания
 Урок изучения нового материала
 Урок обобщения и систематизации
 Применение знаний на практике
 Урок контроля и проверки знаний и умений
Виды уроков
 урок-путешествие;
 урок-экспедиция;
 урок-исследование;
 урок-инсценировка;
 учебная конференция;
 урок-экскурсия;
 проблемный урок.
 Урок с использованием учебного фильма, учебной презентации
 Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа) 
 Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)
 Урок практических работ
 Семинар
 Ообобщающий урок;
 диспут;
 игра
















театрализованный урок
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
практикумы;
уроки защиты проектов;
викторина;
конкурсы;
собеседование.

5. Виды и формы домашнего задания
Виды домашней работы:















индивидуальная;
групповая;
творческая;

дифференцированная;
составление домашней работы для соседа по парте.
проведение наблюдений
выполнение практических работ
изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу
пересказ изучаемого материала по учебнику
выполнение конспекта
поиск ответов на вопросы
выполнение творческих работ (рисунок, сочинение…)
подготовка докладов, учебных презентаций

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и
использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их
размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления
районов острых геоэкологических ситуаций.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения1. Состав и структура населения. География
религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире.
Географические особенности размещения населения. Формы
расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества
жизни населения. Анализ карт населения.
_____________________________________________________
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и
региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно- финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной
специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и
природными условиями на конкретных территориях.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и

освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их
участия в международном географическом разделении труда.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с
наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных
направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем,
картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность
и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом
разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальныевзаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической
специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых
и образовательных программ, различных видов человеческого общения; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями
профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование раздела

Всего
часов

Количество работ
практического характера

Количество работ
контрольного характера

10 класс
1

Современные методы географических исследований.
Источники географической информации.

1

-

-

2

Природа и человек в современном мире. География
мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана
окружающей среды

4

1

1

3

Население мира.

7

1

1

4

Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

4

-

1

5

География мирового хозяйства.

10

1

2

6

Регионы и страны мира. Современная политическая
карта мира.

3

1

1

7

Россия в современном мире.

2

-

-

8

Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества.

4

1

1

Итого

35

5

7

11 класс
1

2
Итого

Регионы и страны мира. Современная политическая 35
карта мира.
Зарубежная Европа

10

4

3

Зарубежная Азия

8

2

4

Австралия

1

1

-

Африка

4

1

2

Северная Америка

7

2

3

Латинская Америка

4

2

-

Обобщающий урок по курсу

1

-

-

35

12

12

Темы контрольно - оценочных мероприятий
Темы контрольных работ

Темы практических работ

10 класс
№1 Блок самоконтроля и взаимного контроля (письменно по
№1 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов
вариантам) по теме «География мировых природных ресурсов»
№2 Блок самоконтроля и взаимного контроля (по вариантам
письменно) по теме «География населения мира»
№3 Письменная работа «Интеграционные группировки»
№5 РТ: контурная карта – характеристика одной из отраслей
промышленности (по выбору учителя по вариантам)
№4 Географический диктант «Модели Мирового хозяйства»

№2 Территориальные диспропорции в размещении населения и
хозяйства в странах разного типа (Рисунок территориальной структуры
экономически развитых и развивающихся стран).
№3 Определение основных направлений международной торговли;
факторов, определяющих международную специализацию стран и
регионов мира.
№4 Нанесение на контурную карту стран различного типа
№5 Составление схемы или таблицы «Глобальные проблемы
человечества и их взаимосвязь». Выявление регионов с
неблагоприятной экологической ситуацией по картам

№6 Таблица «Государственный строй стран мира»
№7 Схема «Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости
развивающихся стран с другими проблемами человечества»

11 класс

Схема « Три главных типа сельского хозяйства Зарубежной
Европы»

1. Нанесение на контурную карту экономико – географической
характеристики Зарубежной Европы

Задание 10 творческое в учебнике (по вариантам) с
использованием ИКТ по теме «Отдых и туризм
Зарубежной Европы»
Географический диктант
«Субрегионы и страны Зарубежной Европы»
Схема «Пять центров экономической мощи Зарубежной
Азии»

2. Характеристика по плану одной из отраслей промышленности
Зарубежной Европы (по выбору)
3. Объяснение взаимосвязей между размещением Н, Х,
ПУ разных территорий Зарубежной Европы
4. Сравнительная ЭГХ двух стран «большой семерки» (по выбору
учителя)

Тест «Китай»
Тест «Япония»
Тест «Индия»

Типовой тест ЕГЭ по географии «Африка»
Географический диктант «Страны и их столицы Африки»
Географический диктант «Общая характеристика США»
Блок самоконтроля и взаимного контроля по теме
«Северная Америка» (по вариантам: четные и нечетные
вопросы)
Сравнительная ЭГХ макрорегионов США в форме таблицы

5. ЭГХ одной из стран Зарубежной Азии по плану (по выбору
учителя)
6. Нанесение на контурную карту физико – и экономико –
географической характеристики Зарубежной Азии
7. Составление картосхемы, отражающей международные
экономические связи Австралийского Союза, объяснение
полученных результатов подготовленными сообщениями» с
использованием ИКТ
8. Нанесение на контурную карту физико – и экономико –
географической характеристики Африки
9. Нанесение на контурную карту физико – и экономико –
географической характеристики Северной Америки
10. Практическая работа с текстом 1-ой части учебника «Социально –
экономическая характеристика Канады»
11. Составление комплексной социально – экономической
характеристики одной из крупных стран Латинской Америки;
определение ее географической специфики (по типовому плану по
вариантам)
12. Нанесение на контурную карту физико – и экономико –
географической характеристики Латинской Америки

Календарно - тематическое планирование. 10 класс.
Наименование раздела программы

Современные методы географических исследований. Источники географической информации - 1

№

Тема урока*

Элементы

1

Современные методы
географических
исследований.

1 - Экономическая и социальная география
мира – общественная географическая
наука.
Традиционные и новые методы
географических исследований.
2 - Н.Н.Баранский, И.А.Витвер
Виды географической информации, еѐ
роль и использование в жизни людей.
Геоинформационные системы.

Источники географической
информации

Наименование раздела программы
№

1

содержания

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернет-ресурсы,
средства
мультимедиа
ПКМ
(политическая
карта мира), знания
курса 6-7 класса

Природа и человек в современном мире. География мировых природных ресурсов.
Загрязнение и охрана окружающей среды - 4
Тема урока*
Элементы содержания
Контрольно-оценочная Опыты,
Ресурсы урока, в
деятельность
демонстрации
том числе
интернет-ресурсы,
средства
мультимедиа
Взаимодействие природы и 1. Понятие о географической
Физическая карта
общества
(окружающей) среде «Обмен веществ»
мира
ПР №1
между обществом и природой
Таблица
«Оценка
2.Понятие о ресурсообеспеченности
«Классификация
ресурсообеспеченности
Практическая работа
природных
отдельных стран или
Мировые природные
3. Минеральные ресурсы: достаточно ли регионов»
ресурсов», карта
ресурсы
их?
строения земной
коры и полезных
ископаемых мира

2

Земельные ресурсы.
Водные ресурсы

3

Биологические ресурсы.
Ресурсы Мирового океана.
Другие виды ресурсов

4

Загрязнение и охрана ОС.

1.Анализ рисунка «Размеры и структура
земельного фонда»
2. Анализ рисунка «Обеспеченность
земельными ресурсами»
3. Два процесса, оказывающие влияние на
структуру земельного фонда
4. Опустынивание
5. Почвоведы мира за спасение «наших
почв»
6. Водные ресурсы суши: проблема
пресной воды
7. Гидроэнергетический потенциал
1. Растительные ресурсы
2. Ресурсы животного мира. Генофонд
3. Минеральные ресурсы дна Океана
4. Энергетические и биологические
ресурсы Океана
5. Ресурсы будущего – космические и
климатические
6. Ресурсы отдыха и туризма
1. Антропогенное загрязнение ОС:
причины и последствия
2. Решение природоохранных проблем:
три главных пути
3. Природоохранная деятельность и
экологическая политика
4. Географическое ресурсоведение
5. Геоэкология

Наименование раздела программы
№

Тема урока*

Почвенная карта
мира, физическая
карта мира

КР №1
Блок самоконтроля и
взаимного контроля по
теме «География
мировых ПР»
(письменно по
вариантам)

Зоогеографическая
карта мира

Перечень действий
(план) с50

Население мира - 7

Элементы

содержания

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернет-ресурсы,
средства
мультимедиа

1

Численность и
воспроизводство населения

2

Состав (структура)
населения

3

Этнолингвистический состав 1.Классификация народов по численности Текстовый диктант
населения.
2. Классификация народов по языку
«Состав (структура)
Религиозный состав Н
3. Однонациональные и
населения»
многонациональные государства
(промежуточный
4. Межнациональные отношения
контроль)
5. Мировые религии
6. Национальные религии
Размещение населения
1. Крайне неравномерное размещение
ПР №2
2. Причины расселения людей
«Территориальные
3. Плотность населения: очень большие диспропорции в
контрасты
размещении населения
и хозяйства в странах
разного типа» (Рисунок
территориальной
структуры
экономически
развитых и
развивающихся стран»

4

1. Понятие о воспроизводстве Н
2.Первый
тип
воспроизводства
Н:
демографический кризис
3.Второй
тип
воспроизводства
Н:
демографический взрыв
4. Демографическая политика: управление
воспроизводством Н
5. Теория демографического перехода
6. Качество жизни как новое комплексное
понятие
1. Половой состав: соотношение мужчин
женщин
2. Возрастной состав: влияние на трудовые
ресурсы
3. Экономически активное население

Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст

Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст
Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст
Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст

5

6

7

Миграции Н: их виды и 1. Международные (внешние) миграции Н
география
2. Трудовые миграции
3. Новая форма внешних миграций –
«утечка умов»
4. Внутренние (внутригосударственные)
миграции
5. Потоки беженцев
Городское
и
сельское 1. Городское Н: возрастание роли
население
2. Понятие об урбанизации
3. Урбанизация «городской взрыв»
Геоурбанизация
4. Уровни и темпы урбанизации
5. Сельское Н: деревня и ферма
6. География Н
7. Н и ОС: воздействие урбанизации
Итоговый урок по теме
1. Дополнительный текст в учебнике по
КР 2
«География Н мира»
теме «География Н мира»
Блок самоконтроля и
2. Блок добывания знаний и умений
взаимного контроля по
теме «География
населения мира» (по
вариантам письменно)

Наименование раздела программы

Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст
Карта народов
мира, атлас, ИКТ,
План-схема т.3,
таб. 11-12 в
Приложениях,
дополнительный
текст

Научно – техническая революция и мировое хозяйство - 4

№

Тема урока*

Элементы

содержания

1

Характеристика НТР

1. Понятие о НТР
2. Характерные черты и составные части
НТР: 4 главные
3. Наука: рост наукоемкости.
4. Техника и технология: 2 пути развития.
5. .Производство: шесть главных
направлений развития.
6. Управление: на пути к высокой

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернет-ресурсы,
средства
мультимедиа
План-схема т.4,
дополнительный
текст в учебнике

2

Мировое хозяйство (МХ)

3

Отраслевая структура и
территориальная структура
мирового хозяйства

4

Факторы размещения

информационной культуре
1. Понятие о мировом Х
КР №3
2. Понятие о МГТР
«Интеграционные
3. Отрасль международной специализации группировки»
– результат ГТР
4. Международная экономическая
интеграция
5. Интернационализация хозяйственной
жизни: роль ТНК
1. От доиндустриального к
индустриальному и постиндустриальному КР №5
обществу: 3 типа структуры
Географический
2. Воздействие НТР на отраслевую
диктант «Модели
структуру материального производства: мирового хозяйства»
прогрессивные сдвиги.
3. Основные модели МХ
4. Территориальная структура МХ:
различия м/у двумя группами стран
(*географический рисунок
*моноцентрический характер,
*полицентрический
*высокоразвитые районы
*старопромышленные
*аграрные
*депрессивные районы)
5. Региональная политика: сглаживание
диспропорций
1. Факторы размещения: старые и новые
2. Старые факторы размещения
3. Новые факторы размещения

Наименование раздела программы
№

Тема урока*

План-схема т.4,
дополнительный
текст в учебнике

таб.17
«Приложений»
таб.18
«Приложений»
План-схема т.4
дополнительный
текст в учебнике

План-схема т.4,
дополнительный
текст в учебнике

География мирового хозяйства - 10

Элементы

содержания

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернет-ресурсы,
средства

1

Промышленность –
1. Три группы отраслей промышленности
ведущая отрасль
2. Топливно – энергетическая
материального производства промышленность: рост потребления и
производства топлива, 3 этапа развития
3. Нефть, природный газ, каменный уголь
– основа мировой энергетики

2

Электроэнергетика - одна из 1. Темпы роста производства
отраслей «авангардной
электроэнергетики
тройки»
2. Топливно – энергетический баланс
3. Типы электростанций в структуре
выработки электроэнергии
4. Нетрадиционные источники энергии
5. Международная транспортировка
электроэнергии
Горнодобывающая
1. Доля горнодобывающей
промышленность.
промышленности в мировом
промышленном производстве
2. Мировой сырьевой кризис 70-х годов
3. Восемь «великих горнодобывающих
держав»
4. Металлургическая промышленность:
типы ориентации
Машиностроение мира
1. Машиностроение: сдвиги в отраслевой
структуре
2. Машиностроение: сдвиги в
территориальной структуре
3. Четыре машиностроительных региона

3

4

5

Химическая
промышленность,
лесная промышленность,
легкая промышленность

1. Химическая промышленность: 4
главных региона
2. Лесная и деревообрабатывающая
промышленность: два пояса
3. Легкая промышленность: сдвиги в
географии

КР №5
РТ: контурная карта –
характеристика одной
из отраслей
промышленности (по
выбору учителя по
вариантам)

мультимедиа
План-схема т.5,
карта топливной
промышленности
мира, таблицы 2526 Приложений,
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ
План-схема т.5,
карта мировой
электроэнергетики,
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ

План-схема т.5,
карта черной
металлургии мира,
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ

План-схема т.5,
карта
машиностроения
мира, атлас,
рисунки в
учебнике, ИКТ
План-схема т.5
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ

6

7

8

9

Промышленность и
окружающая среда

1. Промышленность – главный
потребитель большинства природных
ресурсов
2. «Грязные» производства
3. Природоохранные технологии
4. Принципы размещения предприятий с
учетом экологического фактора
География
сельского 1. С\х – вторая ведущая отрасль
хозяйства. Растениеводство материального производства
2. Понятие о «зеленой революции»
3. Растениеводство. Зерновое хозяйство основа мирового с\х
4. Растениеводство. Другие
продовольственные культуры
5. Растениеводство. Непродовольственные
культуры
География
сельского 1. Животноводство: три ведущие отрасли
хозяйства.
2. С\х и окружающая среда
Животноводство
3. Рыболовство

География транспорта

1. Транспорт - третья ведущая отрасль
материального производства
2. Географические различия в мировой
транспортной системе: 2 группы стран,
регионы
3. Сухопутный транспорт: 3 главных вида
4. Водный транспорт: особая роль
морского транспорта
5. Воздушный транспорт – самый молодой
и динамичный вид транспорта
6. Транспорт и окружающая среда

Промежуточная
проверка ЗУН:
«Определение странэкспортѐров основных
видов промышленной
продукции, видов сырья»

План-схема т.5,
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ

План-схема т.5,
карта мирового
сельского
хозяйства, атлас,
рисунки в
учебнике, ИКТ

Промежуточная
проверка ЗУН:
«Определение странэкспортѐров основных
видов
сельскохозяйственной
продукции, видов сырья»

План-схема т.5,
карта мирового
сельского
хозяйства, атлас,
рисунки в
учебнике, ИКТ
План-схема т.5,
карта мирового
транспорта атлас,
рисунки в
учебнике, ИКТ

10

Всемирные экономические 1. Общая характеристика ВЭО
отношения, ВЭО
2. Мировая торговля: оборот, структура,
географическое распределение
3. Международные финансово-кредитные
отношения: сдвиги в структуре и
географии
4. Прочие виды ВЭО
5. Международный туризм:
непрекращающийся туристический бум

Наименование раздела программы

ПР №3
«Определение
основных направлений
международной
торговли; факторов,
определяющих
международную
специализацию стран и
регионов мира»

План-схема т.5
атлас, рисунки в
учебнике, ИКТ

Регионы и страны мира. Современная политическая карта мира - 3

№

Тема урока*

Элементы

содержания

1

Многообразие стран
современного мира

1. Количество и группировка стран
2. Типология стран
3. Экономически развитые страны
4. Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой

2

Влияние международных
отношений на ПКМ

1. ПКМ после ВОВ
2. Современных этап МО и ПКМ

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

ПР №4
«Нанесение на
контурную карту стран
различного типа»

Ресурсы урока, в
том числе
интернет-ресурсы,
средства
мультимедиа
*План – схемы
темы 1
*Работа с картой
политической в
атласе и настенной
*Работа с текстом
учебника
*Задание 1- 2
стр.20
*Таблица настенная
*План – схемы
темы 1
*Работа с картой
политической в
атласе и настенной
*Работа с текстом
учебника
*рис. 1,2,3 стр. 15

3

Государственный строй
стран мира
Политическая география

1. Две основные формы правления
2. Основные формы АТУ.
3. Политическая география как научное
направление
4. Политическая география и геополитика

Наименование раздела программы
Тема урока*

Наименование раздела программы
№

Тема урока*

содержания

1. Место России на современной ПКМ,
мировом хозяйстве, системе
международных финансово –
экономических и политических
отношений.
2. Отрасли международной
специализации России.
1. Особенности географии
экономических, политических и
культурных связей России с наиболее
развитыми странами мира.
2. Географические аспекты важнейших
социально – экономических проблем
России

2
География всемирных
экономических отношений России

*План – схемы
темы 1
*Работа с картой
политической в
атласе и настенной
*Работа с текстом
учебника
*Дополн. Текст
5,6,7,8

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернетресурсы, средства
мультимедиа
Учебник ФГОС, 8
класс, пп3-4
(В.Б.Пятунин)
Учебник ФГОС, 9
класс, раздел 7 п55
(Е.А.Таможняя)

Россия в современном мире - 2

Элементы

1
Россия на политической карте
мира

КР №6
Таблица
«Государственный
строй стран мира»

Анализ и объяснение
особенностей
современного
геополитического и
геоэкономического
положения России.
Определение основных
направлений внешних
экономических связей
России с наиболее
развитыми странами
мира.

Учебник ФГОС, 9
класс, раздел 7 п55
(Е.А.Таможняя)
Видеоурок РЭШ

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества - 4

Элементы

содержания

Контрольно-оценочная Опыты,
деятельность
демонстрации

Ресурсы урока, в
том числе
интернетресурсы,

средства
мультимедиа
1

Обоснование глобальных
проблем человечества

2

Глобальные прогнозы,
гипотезы, проекты

3

Стратегия устойчивого
развития

1. Понятие о глобальных проблемах
2. «Земля только одна!» - экологическая
3. «Проблема века» - демографическая
4. Проблема №1 – мира и разоружения,
предотвращения мировой ядерной войны
5. Как обеспечить продовольствием
растущее население Земли?
6. Причины и пути решения
энергетических и сырьевых проблем
7. Глобальный аспект: проблема здоровья
людей.
8. Новый этап в освоении (использовании)
Мирового океана
9. Мирное освоение космоса: новые
горизонты
10. Взаимосвязь глобальных проблем
1. Глобальные прогнозы: 2 подхода
2. Глобальные гипотезы: о чем спорят
ученые?
3. Глобальные проекты: необходима
осторожность!
1. Понятие об устойчивом развитии
2. Устойчивое развитие - 3 главных
компонента
3. Устойчивое развитие и география

Сообщения для участия в
семинаре «Глобальные
проблемы человечества»
с использованием ИКТ
(промежуточная
проверка ЗУН)

Карта
«Экологическая
карта мира», ИКТ
план – схема т.11,

План – схема т.11,
карта
«Экологическая
карта мира»
ПР №5
Составление схемы или
таблицы
«Глобальные проблемы
человечества и их
взаимосвязь.
Выявление регионов
мира с
неблагоприятной
экологической
ситуацией по картам»

План – схема т.11

4

Обобщение темы
« Глобальные проблемы
человечества»

1. Итоговое задание 8
Схема «Взаимосвязь проблемы
преодоления отсталости развивающихся
стран с другими проблемами
человечества»

Схема «Взаимосвязь
проблемы преодоления
отсталости
развивающихся стран с
другими проблемами
человечества»

План – схема т.11

Календарно - тематическое планирование 11 класс
Наименование раздела программы Регионы и страны мира. Современная политическая карта мира. 35ч.
Зарубежная Европа - 10
№

Тема урока*

Элементы

содержания

Контрольнооценочная
деятельность

1

Общая
характеристика
Зарубежной Европы

1. Территория, границы, положение: две
Нанесение на
главные черты
контурную карту
2. ПУ и ПР: большие внутренние различия экономико –
географической
характеристики
Зарубежной Европы

2

Население
Зарубежной Европы

1. Воспроизводство
2. Миграции
3. Национальный состав
4. Урбанизация, субурбанизация

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
таб.10
Приложение,
рисунки, ПКМ,
опережающее
задание, карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ
Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ

3

Хозяйство Зарубежной
Европы

1. Хозяйство: место в мире, различия
между странами
2. «Большая семерка» стран Запада
– экономическая мощь региона
3. Остальные страны Зарубежной Европы
4. Особое место стран Восточной Европы

4

Промышленность
Зарубежной
Европы: главные отрасли

5

Сельское хозяйство
Зарубежной Европы: три
главных типа

1. Машиностроение – ведущая отрасль
промышленности
2. Химическая промышленность региона
3. Нефть и природный газ в топливно –
энергетическом хозяйстве
4. Металлургическая промышленность
5. Ориентация лесной промышленности
6. Легкая промышленность – основа
индустриализации Зарубежной Европы
7. Национальные трудовые традиции
8.
1. Землевладение, землепользование
2. Главные отрасли сельского хозяйства
Зарубежной Европы
3. Три главных типа сельского хозяйства
4. Случаи специализации сельского
хозяйства
узкого профиля

6

Транспорт, наука и финансы, *Транспорт: главные магистрали и узлы
Задание 10 творческое в
отдых и туризм Зарубежной 1. Региональная транспортная система
учебнике (по вариантам)
Европы.
региона западно – европейского типа
с использованием ИКТ
2. Конфигурация сухопутной транспортной по теме «Отдых и туризм
системы региона
Зарубежной Европы»
3. Транспортные узлы
4. Полимагистраль
5. Портово – промышленные комплексы
*Наука и финансы: технопарки,
технополисы и банковские центры

Практическая работа
«Характеристика по
плану одной из
отраслей
промышленности
Зарубежной Европы»
(по выбору)

Схема « Три главных
типа сельского
хозяйства
Зарубежной Европы»

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ
Приложение,
рисунки,
ПКМ, карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ
Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ,
экологическая
карта мира

*Отдых и туризм: главный район
международного туризма
7

ООС и экологические
проблемы Зарубежной
Европы

8

Географический рисунок
расселения и хозяйства

9

Субрегионы и
страны Зарубежной
Европы

1. Состояние географической среды в
регионе
2. Примеры антропогенных ландшафтов в
регионе
3. Государственная экологическая
политика в странах региона
4. Экологическая ситуация в восточной
части Зарубежной Европы
1. «Центральная ось развития» - главный
элемент территориальной структуры
региона Высокоразвитые районы:
примеры Лондона и Парижа
3. Старопромышленные районы: пример
Рура.
4. Отсталые аграрные районы: пример юга
Италии.
5. Районы нового освоения: пример
Северного моря.
6. Влияние МЭИ на территориальную
структуру хозяйства
1. Субрегионы Зарубежной Европы: два
подхода к выделению
2. Страны Западной Европы
3. Страны Южной Европы
4. Страны Восточной Европы

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ,
экологическая
карта мира
Практическая работа
«Объяснение
взаимосвязей между
размещением Н, Х,
ПУ разных
территорий
Зарубежной Европы»

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ

Географический
диктант
« Субрегионы и страны
Зарубежной Европы»

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы,
атлас, план –
схема т.6, ИКТ

10

Итоговая практическая
работа
по теме 6
« Зарубежная Европа»

1. Сравнительная ЭГХ двух стран
«большой семерки» (по выбору учителя)
2. Типовой план характеристики страны
с.292

Практическая работа
«Сравнительная ЭГХ
двух стран «большой
семерки» (по выбору
учителя)

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Европы, атлас,
план – схема т.6,
ИКТ, типовой
план
характеристики
страны с.292

Наименование раздела программы Зарубежная Азия - 8
№

Тема урока*

1

Общая
характеристика
Зарубежной Азии

Элементы

содержания

1. Территория, границы, положение,
большие различия между странами.
2. ПУ и ПР: регион контрастов
3. Состав региона, ЭГП, его роль в
экономическом развитии стран
4. Арена территориальных споров

Контрольнооценочная
деятельность

Практическая работа
«Нанесение на
контурную карту
физико – и
экономико –
географической
характеристики
Зарубежной Азии»

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной
Азии, атлас,
план – схема т.7,
ИКТ, типовой
план
характеристики
страны с.292

2

Население Зарубежной Азии 1. Численность населения
2. Воспроизводство населения
3. Этнический и религиозный состав;
межэтнические и религиозные конфликты;
сепаратизм
4. Размещение, урбанизация; восточный
(азиатский) город
5. Международные миграции
6. Особенности сельского расселения

3

Общая характеристика
1. Уровни экономического развития;
хозяйства Зарубежной Азии роль стран Азии в мире; особенности
хозяйства
2. Возрастающая роль в МХ: 5 центров
экономической мощи

4

Сельское хозяйство
Зарубежной Азии.
ООС и экологические
проблемы

1. С\х: районы различной специализации
2. ООС и экологические проблемы:
начало преобразований

5

Китай

1. Территория, границы, положение:
представление о масштабности и составе
2. Население: численность,
воспроизводство,
этнический состав, расселение
3. Хозяйство: достижения и проблемы
4. Внутренние различия и города

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной Азии,
атлас, план –
схема т.7,
ИКТ

Схема «Пять
центров
экономической мощи
Зарубежной Азии»

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты Зарубежной
Азии, атлас, план
– схема т.7,
ИКТ, Рабочая
тетрадь
Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты Зарубежной
Азии, атлас, план
– схема т.7,
ИКТ

Тест «Китай»

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты Китая,
атлас, план –
схема т.7, ИКТ,
типовой план
характеристики
страны

6

Япония

7

Индия

8

Итоговая практическая
работа

1. Территория, границы, положение:
Тест «Япония»
страна восходящего солнца
2. Население: особенности
естественного движения,
национального состава,
размещения; мегалополис
3. Хозяйство: темпы роста в 21-ом веке
4. Территориальная структура
хозяйства: страна с «двумя
лицами»
5.
1.Территория, границы, положение:
Тест «Индия»
индийский субконтинент
2. Население: особенности
воспроизводства, этнического состава,
размещения
3. Общая характеристика хозяйства: страна
контрастов
4. Промышленность: основные черты
отраслевой структуры и география
5. С\х: ПУ, земледельческие зоны
6. Географический рисунок хозяйства и
расселения Индии: центры и «коридоры»
развития

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты Японии,
атлас, план –
схема т.7, ИКТ,
типовой план
характеристики
страны с.292

1. Вопросы и задания блока самоконтроля Практическая работа
и взаимного контроля
«ЭГХ одной из стран
2. ЭГХ одной из стран по плану (по выбору Зарубежной Азии
учителя):
по плану» (по выбору
1в – Корея
учителя)
2в – Монголия
3в – Вьетнам
4в – Индонезия
5в – Саудовская Аравия
6в – Турция

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Зарубежной Азии,
атлас, план –
схема т.7,
ИКТ, типовой
план
характеристики
страны с.292

Приложение,
рисунки, ПКМ,
карты
Индии, атлас,
план – схема т.7,
ИКТ,
типовой план
характеристики
страны
с.292

Наименование раздела программы
№

Тема урока*

Элементы

Австралия - 1
содержания

1

Австралия и Океания

№

Тема урока*

Элементы

1

Общая характеристика
Африки

1. Территория, границы, положение:
большие внутренние различия.
Государственный строй
2. ПУ и ПР: важнейший фактор развития
стран Африки
3. Население: особенности
воспроизводства, состава и размещения,
арабский тип города

Контрольнооценочная
деятельность

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
Карты Австралии,
ПКМ,
опережающее
задание об
Австралии

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
Карты Африки,
ИКТ,
план –
схема т.8

1. Вопросы и задания блока самоконтроля Практическая работа
и взаимного контроля об Австралии
«Составление
2. Дополнительный текст в учебнике
картосхемы,
отражающей
международные
экономические связи
Австралийского
Союза, объяснение
полученных
результатов
подготовленными
сообщениями» с
использованием ИКТ
Наименование раздела программы
Африка - 4
содержания

Контрольнооценочная
деятельность

Практическая работа
«Нанесение на
контурную карту
физико – и
экономико –
географической
характеристики
Африки»

1. Хозяйство: отраслевая структура,
колониальный тип хозяйства,
монокультура
2. Хозяйство: изменения в
территориальной структуре региона
3. Место Африки в мире
4. Причины экономической
отсталости стран Африки
3
Субрегионы Северной и
1. Деление Африки на 2 субрегиона
Географический
2. Северная Африка: образ территории
Тропической Африки
диктант «Страны и их
3. Тропическая Африка: образ территории столицы Африки»
4. ЮАР – страна с двойной экономикой;
апартеид
4
Итоговый урок по теме
1. Дополнительный текст (интересные
Типовой тест ЕГЭ по
«Африка»
факты)
географии «Африка»
2. Сообщения опережающего
характера с демонстрацией ИКТ
3. Вопросы и задания блока
самоконтроля и взаимного контроля
Наименование раздела программы Северная Америка - 7
2

Общая характеристика
экономики Африки

№

Тема урока*

Элементы

содержания

Контрольнооценочная
деятельность

1

Характеристика США

1. Террритория, границы, положение:
Географический
благоприятные предпосылки
диктант «Общая
Государственный строй.
характеристика
2. Население: численность,
США»
воспроизводство,
внешние миграции, национальный состав,
размещение
3. Сегрегация
4. Североамериканский тип города

Карты Африки,
ИКТ, план – схема
т.8

Карты Африки,
ИКТ, план – схема
т.8
Карты Африки,
ИКТ, план – схема
т.8

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ
ЭГП, с.199

2

Общая характеристика
хозяйства США

1. Ведущее место США в мировой
экономике
2. Формирование отраслей
международной специализации, высокий
уровень экономического развития США
3. «Вторая экономика»
4. ВВП
5. Постадийная специализация

3

География промышленности
США

1. Природно – ресурсные предпосылки
2. Территориальная структура хозяйства,
географическая специфика районов США
3. Главные отрасли и районы
4. Промышленный пояс

4

География с\х США

1. Природные предпосылки
2. Главные отрасли и районы
3. Территориальная структура хозяйства,
географическая специфика районов США
4. Сельскохозяйственный пояс

5

География транспорта, отдыха 1. Главные магистрали и узлы:
и туризма, охрана
североамериканский тип транспортной
окружающей среды США
системы
2. Внешняя торговля: специфика ВЭС
США,
роль страны в американском регионе и
мире
3. География отдыха и туризма: главные
районы
4. ООС и экологические проблемы:
худшее позади. Смогополис

Практическая работа
«Нанесение на
контурную карту
физико – и
экономико –
географической
характеристики
Северной Америки»

Блок самоконтроля и
взаимного контроля
по теме «Северная
Америка» (по
вариантам: четные и
нечетные вопросы)

ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ

6

Микрорайоны США

7

Канада

1. Микрорайонирование США: 4
основные части
2. Северо-Восток: «мастерская нации»
3. Средний Запад: район крупной
промышленности и с\х
4. Юг: макрорайон больших перемен
5. Запад – молодой и динамичный
макрорайон
1. Общие сведения
2. Хозяйство
3. Внутренние различия

Сравнительная ЭГХ
макрорегионов США
в форме таблицы

ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки, ИКТ

Практическая
работа с текстом 1части
учебника «Социально –
экономическая
характеристика
Канады»
1. Внимательно
просмотрите текст и
рисунки части 1
учебника и таблицы
«Приложений»
2. Выберите из них
все относящееся к
Канаде
3. Используйте
карты атласа по
Канаде
4. На основе этих
материалов
дополните краткую
социально –
экономическую
характеристику
этой страны,
5. Примените типовой
план характеристики
отдельной страны на
стр. 292

Типовой план
характеристики
отдельной страны
на стр. 292
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Северной
Америки

Наименование раздела программы

Латинская Америка - 4

№

Тема урока*

Элементы

содержания

Контрольнооценочная
деятельность

1

Общая характеристика
Латинской Америки

1. Территория, границы, положение:
Практическая работа
большие внутренние различия.
«Нанесение на
Государственный строй
контурную карту
2. ПУ и ПР: богатство и разнообразие
физико – и
3. Н: воспроизводство, этнический состав, экономико –
размещение
географической
4. Урбанизация, латиноамериканский тип характеристики
города
Латинской
5. Дуализм культур
Америки»

2

Хозяйство Латинской
Америки

1. Темпы экономического развития стран
региона; участие в МГРТ
2. Природно-ресурсный потенциал
3. Хозяйство: противоречия развития
4. Латифундия
5. Экономические и политические
объединения
6. Внутренние различия

3

Территориальная структура
1. Территориальная структура Х: «две
хозяйства Латинской Америки страны в одной стране»
2. 2. Географический рисунок
хозяйства и расселения
3. Региональная политика в странах
региона
4. ООС и экономические проблемы

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Латинской
Америки, ИКТ

ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Латинской
Америки, ИКТ
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты
Латинской
Америки, ИКТ

4

Практическая работа

1. Используя типовой план
характеристики страны на стр. 292
составить комплексную социально –
экономическую характеристику
одной из крупных стран региона;
определить ее
географическую специфику:
1 вариант – Бразилия
2 вариант – Аргентина
3 вариант – Венесуэла

Наименование раздела программы

Обобщающий урок по курсу - 1

№

Тема урока*

Элементы

содержания

1

Обобщающее повторение по
курсу «Экономическая и
социальная география мира»

1. Ведущие идеи курса
2. Главные научные знания курса
3. Инструкции и планы по овладению
навыками самостоятельной учебной
работы
4. Книжная полка курса
5. Основные требования к выпускнику
по географии

Практическая работа
«Составление
комплексной
социально –
экономической
характеристики
одной из крупных
стран региона;
определение ее
географической
специфики» (по
типовому плану по
вариантам)
Контрольнооценочная
деятельность

Типовой план
характеристики
отдельной страны
на стр. 292
ПКМ, атлас,
рисунки и
картосхемы в
учебнике,
настенные
карты Латинской
Америке

Опыты,
демонстрации

Ресурсы урока,
в том числе
интернет ресурсы,
средства
мультимедиа

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
1.
Оценивание по географии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными
положениями и порядком оценивания по предмету.
2.
Родители имеют право получить информацию о порядке оценивания от учителя- предметника или от классного руководителя.
3.
Оценивание осуществляется на основе:
-устных ответов;
-письменных работ;
-практических работ.
4.
Оцениваются следующие элементы:
· знания по предмету, указанные в программе;
· умение пользоваться географическими терминами;
· умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и еѐ оценка;
· умение рассуждать, умение «читать» карту;
· умение делать из пройденного материала выводы;
· умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни);
· знание и определение природных объектов;
· умение самостоятельно работать с учебными материалами, контурной картой и картами атласа;
· отчѐты по исследовательским проектам и групповым заданиям;
· сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам, картам;
· умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;
· применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;
· умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;
· умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.
5.
Текущее оценивание.
5.1.
Текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение
письменного домашнего задания, за работу в группе.
Виды оцениваемых работ:
самостоятельные работы
проверочные работы

-

практические работы
работа с тестами
работа со схемами, их составление
чтение и построение графиков
решение задач
составление проектов
составление конспекта
составление учебной компьютерной презентации

5.2
Проверочная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании
проверочной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по географии. Проверочная работа
может быть проведена в форме теста. Сроки и форма проведения проверочных работ учитель сообщает ученикам в начале учебного
триместра. Сроки проведения проверочных работ согласовываются с другими учителями-предметниками и вносятся в график контрольных
работ в течение недели с начала учебного триместра.
5.3
Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за проверочную работу в индивидуальном порядке в соответствии с
графиком консультаций в течение 10 учебных дней после еѐ получения.
6. Выставление оценок за полугодие.
Оценка за полугодие не рассматривается как среднее арифметическое текущих оценок. При выставлении оценки за полугодие учитель
учитывает, прежде всего, оценки за: практические работы, проверочные работы, самостоятельные работы, письменные домашние работы.
Учащемуся, имеющему за полугодие оценку «2» назначается на следующий учебный период индивидуальный план обучения с тем, чтобы
помочь ему усвоить требуемые знания и умения.
7.
Выставление оценок за год.
Оценка за год выставляется с учѐтом результатов обучения в течение двух полугодий. Оценка за год не рассматривается как среднее
арифметическое двух оценок за полугодия. В случае спорных вариантов, решающей является оценка за второе полугодие.
8.
Выставление итоговых оценок.
Итоговые отметки выставляются в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ, УЧЕТА И ВЫДАЧИ АТТЕСТАТОВ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ И
СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ДУБЛИКАТОВ». Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое

полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и
выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Нормы оценивания знаний и умений учащихся по географии
Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной
мере соответствует требованиям программы обучения.
Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает
убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает
фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению
текста учебника, грамотно «читает» географическую карту.
Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном
соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном
соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочѐтов:ученик
допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;при ответе не отступает от текста учебника, но по
контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;правильно выполняя работу в контурных картах,
практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в
основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание
основного програмного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:
· материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;
· затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;
· правильно
излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными
фактами;
· при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание
отдельных излагаемых положений;
· при выполнении практических работ, работ в контурных картах, допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по
результату проведѐной работы.
Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично
соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся: обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
· не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;
· не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;
· при выполнении работ в контурной карте, практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.
Оценка «1» (слабо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат не соответствует
требованиям программы обучения. Ученик обнаруживает полное незнание изучаемого материала, а при выполнении практической работы
даже не приступает к выполнению заданий. Не в состоянии показывать основные географические объекты, не умеет «читать» карту (атлас),
не умеет работать с контурной картой.
При оценивании географических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 - ти
основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
3 – 4 правильных ответов – «2»
0 – 2 правильных ответов – «1»
Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию работ учащихся, имеющих затруднения при изучении программы.
· При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговорить объѐм работы на
«5», «4», «3», «2» для того, чтобы учащийся мог выбрать вариант и в своѐм темпе выполнить его.
· При оценивании графических работ (рисунков, схем, контурных карт и т. д.), необходимо учитывать моторные навыки ребѐнка, умение
рисовать и чертить.
· Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
· При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.
Оценивание письменной работы
Учитывается правильность и объѐм выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала 90 – 100% правильно
выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Максаковский В.П.. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение,
2010г.
2. Школьный географический атлас, 10кл., М.: Дрофа, 2010г.
3. Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации V-X классы География,М.:Просвещение,2010г.
География. Справочник школьника. Филологическое общество «СЛОВО», М.:2010г.
4. Петрова Н.Н., Новенко Д.В.. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств
обучения (6-9кл.). – М.: Школа- Пресс, 2009г.
5. Современный урок географии: Методические разработки уроков/Сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс 2009г. Жижина Е.А., Никитина
Н.А.. Поурочные разработки по географии: 10кл. – М.: ВАКО,2006г.
6. О.И. Ануфриева. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. II. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на
основе учебника В.П. Максаковского – Волгоград 2011г.
7. Т.Н. Воробцова., Н.М. Болдырева: География тематическое планирование с методическими указаниями 9 – 10 кл. «Учитель – АСТ» 2008г.
Толмачева Е.В.: География 10 кл. Поурочные планы (I,II часть) – «Учитель – АСТ».
8. Максаковский В.П.. Новое в мире: цифры и факты. Доп. Главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.» Пособие
для учащихся общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2011г.
9. В.П. Максаковский: Методические рекомендации к курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА», 10 класс
Климанов Вл.В.: Земли и страны: Учебное пособие по географии. – М.: 2008г.
10. Атлас мира: Главное управление геодезии и картографии М.:2008г. География в таблицах 6- 10 кл., Дрофа, 2009г.
11. В.Б.Пятунин: Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 кл., Дрофа 2009г. И.А.Родионова, В.Н.Холина: Пособие по
географии для поступающих в вузы (население и мировое хозяйство), Уникум – центр, М.:2010г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».